ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
вынуждены были выпустить «крамольного» крестьянина под гласный надзор полиции. Революционные события 1905—1907 гг. необычайно рез ко обострили духовную драму Толстого, ускорили его реше ние порвать навсегда с той жизнью, которую он осуждал. Первая русская революция оказала огромное влияние и на Новикова. 5 июня 1906 года он писал Толстому: «Слепое правительство! Оно из всякого кроткого человека намерен но делает революционера. Что же мы, крестьяне, будем де лать на малой земле, что лично я, трезвый и трудолюби вый человек, буду делать на одном наделе? Идти батрачить на барский двор по совету правительства? Нет уж, слуга покорный, лучше к революционерам пойду красный флаг носить и «землю и волю» добывать» 16. Еще более откровенное выражение ненависти к помещи- кам-мироедам содержится в письме Новикова от 8 ноября 1906 года к С. Л. Толстому: «Положил я себе в карман ко робку со спичками (хотя я и не курящий) и целую неде лю носил, все помещика сжечь хотел, и случаи были, но нет, не налегли руки, душа говорила, что в этом правды не найти и хлеб этим не добыть... Конечно, не следует жечь имущества, а самих дворян есть надо, вот и точу теперь об картошку зубы на них, слышу и сосед тоже точит, а уж на кого и не спрашиваю, один теперь ворог у нас: дворян ство русское» 17. Однако Новиков не последователен в своем протесте и не доводит его до прямого участия в борьбе с угнетателя ми. Находясь под влиянием толстовской идеи просвещения «разбойников», он встает на позицию резонера, пишет иро ническое письмо тульским депутатам в Государственной Ду ме с целью воздействовать на их совесть и разум 18. В. И. Ленин указывал, что в первой русской революции •«меньшая часть крестьянства действительно боролась», а большая часть — «плакала и молилась, резонерствовала и мечтала, писала прошения и посылала «ходателей»,— сов сем в духе Льва Николаевича Толстого!» 19. Осуждая дурман официальной религии, протестуя про тив невежества и предрассудков, Новиков публично заявил духовным и светским властям об отказе от православия, перестал посещать церковь и крестить детей. За отход от церкви он вынес много тягот, угроз и оскорблений. Невеже ственные соседи, науськиваемые местным попом, приходили с кольями сгонять Новикова с поля, когда тот, отрицая божественные праздники, начал работать даже па пасху- В конце концов власти добились решения «мира» о высылке Новикова в Сибирь как «порочного члена общества». За пуганные духовным отцом повивальные бабки отказались помогать жене Новикова при родах. Возмущенный надру 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=