ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
го сочинения и не избавило бы его от известной поверхно сти, описательности. Впрочем, в первых вариантах романа Л. Толстой, как известно, и собирался хроникально изложить историю Не хлюдова и Масловой. Однако в окончательной редакции он отказался от принципа хроникальности, начав повество вание с середины истории героев. Углублению содержания романа как раз и способствовал прием обращения писателя к прошлому. Раскрытие философской мысли романа «Воскресение» начинается с обобщения, содержащего в себе главные ито ги раздумий писателя о современном состоянии общества и государства: социальная жизнь пытается уничтожить пре красное, которое неистребимо. Как убеждает зачин романа, Л. Толстой исходил из. очень верного философско-эстетического положения о том, что жизнь сильнее смерти; добро, мир, согласие прекраснее зла, раздоров, власти одного человека над другим. В такой постановке вопроса нравственное сливается с прекрасным как наивысшая форма красоты; тем самым этические иска ния Л. Толстого приобретают эстетический характер. О том, что писатель считал доброе высшей мерой пре красного, говорят многие его дневниковые записи (хотя в теоретическом осмыслении конкретных закономерностей пре красного он был и не всегда последователен). «Надо ис кать того, что дает своим последствием красоту, и избегать того, что дает своим последствием уродство: искать добра, помощи, служения существам и людям,—- записывает Л. Толстой в дневнике 1894 года.— А последствие будет красота. Если все будут добры, все будет красиво» '. Дру гая запись гласит: «Искусство есть умение изображать то, что должно быть, то, к чему должны стремиться все люди, то, что дает людям наибольшее благо... Таких идеалов че ловечество пережило два и теперь живет для третьего. Прежде всего — полезность... Потом прекрасное и теперь доброе, хорошее, нравственное» 2. Под понятием добра писатель разумеет не постную и то щую абстракцию, созерцательно-пассивное воздержание от пороков, а гармонически полную, прекрасную жизнь, насы щенную активным созиданием. Образцом гармонии для Толстого является естественная жизнь природы. Но благодаря деятельности ума человек поднимается на более высокую ступень развития, где гар мония зависит уже от того, куда, на какие цели направлен этот ум. Если целью жизни человека оказывается он сам, удо вольствия его бренного тела, если им руководят животные, растительные инстинкты,— питания, самосохранения, раз множения,— то торжество низменного в нем неизбежно при*8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=