ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

го сочинения и не избавило бы его от известной поверхно­ сти, описательности. Впрочем, в первых вариантах романа Л. Толстой, как известно, и собирался хроникально изложить историю Не­ хлюдова и Масловой. Однако в окончательной редакции он отказался от принципа хроникальности, начав повество­ вание с середины истории героев. Углублению содержания романа как раз и способствовал прием обращения писателя к прошлому. Раскрытие философской мысли романа «Воскресение» начинается с обобщения, содержащего в себе главные ито­ ги раздумий писателя о современном состоянии общества и государства: социальная жизнь пытается уничтожить пре­ красное, которое неистребимо. Как убеждает зачин романа, Л. Толстой исходил из. очень верного философско-эстетического положения о том, что жизнь сильнее смерти; добро, мир, согласие прекраснее зла, раздоров, власти одного человека над другим. В такой постановке вопроса нравственное сливается с прекрасным как наивысшая форма красоты; тем самым этические иска­ ния Л. Толстого приобретают эстетический характер. О том, что писатель считал доброе высшей мерой пре­ красного, говорят многие его дневниковые записи (хотя в теоретическом осмыслении конкретных закономерностей пре­ красного он был и не всегда последователен). «Надо ис­ кать того, что дает своим последствием красоту, и избегать того, что дает своим последствием уродство: искать добра, помощи, служения существам и людям,—- записывает Л. Толстой в дневнике 1894 года.— А последствие будет красота. Если все будут добры, все будет красиво» '. Дру­ гая запись гласит: «Искусство есть умение изображать то, что должно быть, то, к чему должны стремиться все люди, то, что дает людям наибольшее благо... Таких идеалов че­ ловечество пережило два и теперь живет для третьего. Прежде всего — полезность... Потом прекрасное и теперь доброе, хорошее, нравственное» 2. Под понятием добра писатель разумеет не постную и то­ щую абстракцию, созерцательно-пассивное воздержание от пороков, а гармонически полную, прекрасную жизнь, насы­ щенную активным созиданием. Образцом гармонии для Толстого является естественная жизнь природы. Но благодаря деятельности ума человек поднимается на более высокую ступень развития, где гар­ мония зависит уже от того, куда, на какие цели направлен этот ум. Если целью жизни человека оказывается он сам, удо­ вольствия его бренного тела, если им руководят животные, растительные инстинкты,— питания, самосохранения, раз­ множения,— то торжество низменного в нем неизбежно при*8

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=