ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Когда труд спорится, захватывает человека целиком, он: не замечает," как быстро летит время. Такой труд достав­ ляет человеку наслаждение, хотя и требует от него физиче­ ского напряжения. «Коса резала сама собой. Это была счастливые минуты. Еще радостнее были 'минуты, когда, подходя к реке, в которую утыкались ряды, старик обтирал мокрой густой травой косу, полоскал ее сталь в свежей во­ де реки, зачерпывал брусницу и угощал Левина... Чем да­ лее Левин косил, тем чаще и чаще он чувствовал минуты, забытия, при котором уже не руки махали косой, а сама коса двигала за- собой все сознающее себя, полное жизни, тело, и, как бы по волшебству, без мысли о ней, работа правильная и отчетливая делалась сама собой. Это были самые блаженные минуты». В вдохновенном труде человек не чувствует усталости, а минуты отдыха доставляют ему удовольствие. Если Левин на завтрак ездил домой — кофе пить, то на обед не поехал. Он подсел к мужикам. «Старик накрошил в чашку хлеба, размял его стеблем ложки, налил воды из брусницы, еще разрезал хлеба и, посыпав солью, стал на восток молиться. Ну-ка, барин, моей ткфьки,— сказал он,— присаживаясь на колени перед чашкой. Тюрька была так вкусна, что Левин раздумал домой ехать обедать» 2I. В ре­ зультате трудовых усилий у человека хороший аппетит, да­ же теплая речная, ржавая вода, хлебная тюрька кажутся вкусными. В труде люди сближаются, лучше познают друг друга.. Разбор подобного рода текстов из произведений Л. Н. Толстого имеет не только эмоциональное, но и большое воспитательное значение. Опытные учителя, анализируя сцену на покосе, максимально используют ее содержание а воспитательных целях, не допуская разрыва между обуче­ нием и воспитанием. В романе «Анна Каренина» Толстой воспевает роль кол­ лективного труда. Писатель учил, что труд облагораживает человека, делает его добрее и правдивее, уничтожает ложь в жизни. В III части романа автор пишет, что те самые мужики, которые хотели обмануть Левина, теперь «весело кланялись ему», они уже забыли о своих плутнях и не име­ ли к нему «никакого зла». «Все это потонуло в море весе­ лого общего труда»...22. Воспитание у школьников любви к труду, понимания его значения в жизни общества, уважения к труженикам— это одна из первоочередных задач, в решении которой не­ малую роль сыграет и художественная литература, в част­ ности, произведения Л. Толстого. Н. С. Хрущев на совещании работников литературы и искусства в 1961 г. говорил: «Через лучшие произведения 278

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=