ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

В изучении творчества Толстого учитель должен особо акцентировать внимание учащихся на осознание ими чест­ ного крестьянского труда и воспитать презрение к празд­ ной жизни тунеядцев. В поисках выхода из социальных противоречий эпохи писатель все свои надежды на обновление жизни связывал с крестьянством, осуждая паразитизм господствующих классов. В романе «Анна Каренина» Толстой вскрывает противо речие во взглядах на деревню, на крестьянство между Ле­ виным и его братом Сергеем Кознышевым. Для Левина, писал Толстой, «деревня была местом жизни, то есть радо­ стей, страданий, труда; для Сергея деревня была местом отдыха. Для Константина деревня была тем хороша, что она представляла поприще для полезного труда; для Сер­ гея деревня была особенно хороша тем, что там можно ни­ чего не делать» 19. Константин на пашне, на лугу, Сергей на рыбной лов­ ле; Константин косит сено вместе с мужиками, обливаясь потом, Сергей — дома, ведет себя праздно, беспечно. В «Ка­ заках», «Анне Карениной» и в других произведениях Тол­ стой создал яркую симфонию радостного и вдохновенного труда. Учитель вдумчиво и умело должен использовать их как в классной, так и во внеклассной работе. Воспитывать любовь и уважение к труду средствами литературы — это значит не только разъяснять роль и зна­ чение трудовых процессов самих по себе — это значит преж­ де всего и главным образом воспитывать любовь и уваже­ ние к людям труда. Опытные учителя при изучении произведений Толстого проводят с учащимися в классе и во внеклассной работе беседы на темы: 1. Проблемы труда в творчестве Л. Н. Толстого. 2. Моральный облик трудового народа в повести «Каза­ ки», в романе «Анна Каренина». 3. Тема коллективного труда в романе «Анна Карени­ на» и др. Л. Н. Толстой учил видеть красоту и поэтичность труда, его преобразующую роль в жизни человека. «Нужно физи­ ческое движение, а то мой характер решительно портится», подумал он (Левин), и решился косить, как ни неловко это будет ему перед братом и народом». Косьба началась с утра. «Прошли еще и еще ряд. Проходили длинные, короткие, с хорошею, с дурною травой ряды. Левин потерял всякое сознание времени и решительно не знал, поздно или рано теперь. В его работе стала происходить теперь перемена, до­ ставлявшая ему огромное наслаждение» 20. 277

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=