ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
во, ухаживать за скотом, птицей, растениями, получали агрономические сведения, необходимые в крестьянском хо зяйстве. В. Морозов в своих воспоминаниях приводит ин тересный случай: был розыгрыш в «лотерею» лошади, ко торая была выделена Толстым для ра'боты на ученическом участке земли. Участок земли был разбит на ученические делянки. На этих делянках ученики сеяли, сажали и поло ли, ухаживая за посевами; убирали урожай, беря его себе. В целях выработки трудовых знаний и умений Толстой на писал для крестьянских детей специальные рассказы, на пример, «Как изготовляется повозка», «Как изготовляются колёса», «Как делаются горшки», «Как устроена водяная мельница» и т. д. Он стремился дать детям знания об из готовлении простых сельскохозяйственных орудий, научить ими пользоваться. В трудовом воспитании учащихся боль шую роль ’играл личный пример Л. Н. Толстого, который, как известно, любил физический труд не меньше умствен- , ного, находя в нем большое удовлетворение и душевное спокойствие. В осуществлении связи обучения с жизнью большое зна чение имеет художественная литература, ее преподавание в школе. В этом отношении огромную ценность представляют произведения Л. Н. Толстого. В них великий художник ут верждал, что полноценная, настоящая человеческая жизнь возможна только в непосредственной близости к природе и к народу. Только там есть искренние радости, только там человек может наиболее полно удовлетворить свои насущ ные потребности, только там все просто, естественно и правдиво. В рассказах «Три дня в де|ревне», «Ягоды» Л. Н. Толстой, описывая тяжелый труд крестьян, крестьянских детей, од новременно показывает праздную жизнь господ, которые «лениво гуляют под зонтиками,... сидят в тени деревь, бесе док, ...томясь от жары, пьют чай или прохладительные на питки». Крестьянские дети трудятся вместе с родителями, помогают им в их повседневных делах. Ребята стерегут ло шадей по дорогам и обрезам, ...девки и девочки вперегонку друг с другом ползают между кустов по срубленному ле су, собирают ягоды и носят продавать дачникам» 18. Бар ский ребенок Гога, объевшись ягод, болеет. Крестьянские девочки, веселые и жизнерадостные, забывая о себе, помо гают в беде Акулине, потерявшей в лесу своего маленько го Мишку. В этом произведении Толстой противопоставил два ми ра: мир тружеников, воспитывающих своих детей в труде, и мир праздных людей, наслаждающихся результатами -труда крестьян. 276
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=