ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

С детства ребенок богатых родителей втягивается в- жизнь, благополучие которой держится на эксплуатации тру­ да других людей. Сделавшись взрослыми, они идут по сто­ пам своих родителей, становятся дармоедами. Толстой был горячим сторонником трудового воспитания детей в семье. Требовал, чтобы дети как можно раньше по­ няли, что все, чем они пользуются, является результатом труда других людей. Всячески следует поощрять стремление детей к труду, развивать у них трудолюбие. Он поощрял самообслуживание детей. Пусть они, указывал Толстой, при­ носят воду, моют посуду, убирают комнату, чистят сапоги, платье, накрывают на стол и т. п. По мнению Толстого, де­ тей нужно ставить в такие условия, которые заставляли бы их в раннем возрасте заниматься посильным трудом. Невы­ полнение этого условия должно отозваться невыгодно на них. же: например, не вычищено гуляльное платье, обувь—нель- , зя выходить, не принесена вода — негде напиться. Толстой считал необходимым давать ученикам не только> знания, но готовить их к разносторонней трудовой деятель­ ности. В Яснополянской школе был введен труд. Учащиеся, говорил Л. Н. Толстой, должны заниматься столярным, сле­ сарным трудом, уметь плотничать и знать швейное дело. Практические навыки, даваемые этими ремеслами, нужны человеку на каждом шагу. Дети должны заблаговременно’ овладеть ими, чтобы не быть беспомощными в жизни. Л. Н. Толстой в своей статье «Ручной труд» рассматри­ вал труд, как «самое простое и естественное приложение нравственных основ». «В нашем испорченном обществе (в: обществе, называемом цивилизованным) приходится прежде- всего говорить о ручном груде, потому лишь, что главный недостаток нашего общества был и есть до настоящего вре­ мени — это стремление освободиться от ручного труда и пользоваться без взаимного обмена трудом бедных клас­ сов, невежественных и неимущих» 16. Он считал главным ус­ ловием счастья полезный труд. Примечательно то, что у Л. Н. Толстого мы находим вы­ сказывания о всестороннем развитии человека. Человек дол­ жен заниматься не только умственным, но и физическим трудом. Он даже отдавал предпочтение физическому труду.. В статье «Ручной труд» он писал: «Человек, который продол­ жает выполнять свои обязанности, поддержание своей жиз­ ни трудом своих рук, и, несмотря на это, отнимает еще часы от своего отдыха и сна, чтобы творить в области ума и вооб­ ражения, доказывает тем свое призвание и произведет в сво­ ей области нужное людям» 17- Л. Н. Толстой придавал большое значение сельскохозяй­ ственному труду. В школе учащиеся получали практиче­ ские знания: как измерять поля, правильно вести хозяйст­ 275

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=