ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

принципа он придерживался сам в своих учебных книгах для детей. Связь обучения с жизнью, практикой особенно ярко мож­ но проследить в рассказах, баснях и сказках Л. Н. Толстого, которые вошли главным образом в его «Азбуки». В этих рассказах Толстой знакомит детей с жизнью людей и живот­ ных, с причинами явлений, совершающихся в трудовой жиз­ ни и в природе, сообщает детям сведения из различных от­ раслей науки, воспитывает у них лучшие черты характера: трудолюбие, гуманность, чувство коллективизма и другие. Рассказ «Яблони» учит охранять в саду яблони от грызунов, рассказы «Шелковичный червь», «Как ходят деревья» и не­ которые другие знакомят учащихся с явлениями природы. В -«Новой азбуке» приводится рассказ: «Старик сажал ябло­ ни. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, а ты не съешь с них яблочка». Старик ска­ зал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». Этот рассказ и многие другие воспитывают у школьников чувство гуманности. В басне «Садовник и сыновья» говорится: «Са­ довник, умирая, хотел сыновей научить садовому мастерст­ ву. Он позвал их и сказал: «Вот, дети, я уж умираю, а вы в виноградном саду поищите, что спрятано у меня, и вы там найдете». Дети полагали, что должно быть там зарыт клад. «Когда отец умер, дети думали выкопать клад в саду и всю землю перекопали». Мораль — «Истинное сокровище — уме­ ние трудиться», помогает детям уловить вывод из басни: Надейся на собственный труд, а не на случай. Такие басни, как «Садовник и сыновья», «Муравей и голубка», воспитыва­ ют трудолюбие, коллективизм; басни «Заяц и гончая», «Ли­ сий хвост» и другие заключают полезные советы, необходи­ мые в практической жизни. Поучительны сказки Толстого. В таких сказках, как «Липунюшка», «Царские братья», «Как мужик гусей делил», «Царское новое платье» и в других, представлены лучшие черты характера русского народа: ум, сметливость, трудо­ любие, выносливость и т. д. Осуществление связи обучения с жизнью Толстой видел главным образом в труде. Большой человеческий порок, по утверждению Толстого, праздность. Он резко критиковал воспитание детей в богатых семьях, где вырастают они туне­ ядцами. Так, в трилогии «Детство, отрочество и юность» '(глава «Юность») писатель рисует праздную жизнь юно­ ши, для которого не существует никаких забот и никакого труда. Приводит он слова юноши: «Когда в таких прогул­ ках я встречал крестьян и крестьянок на работах, несмотря на то, что простой народ не существовал для меня, я всегда испытывал бессознательное, сильное смущение и старался, чтобы они меня tie видели» 15. 274

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=