ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Толстой, могут быть приобретаемы только из жизни, то ши­ рокие знания о природе учащиеся могли получить, изучая естествознание. Поэтому в учебный план Яснополянской школы Толстой включал беседы из естественных наук. Он сам сочинял естественнонаучные рассказы, но считал, что детям не нужно знать «законы мировоззрения». Для них они должны остаться тайной. В его рассказах темы взяты из узкого круга практической хозяйственной жизни и освещают­ ся они так, чтобы не уводить детей в сторону мировоззрен­ ческую, например: «Куда девается вода из моря», «Для че­ го ветер», «Отчего зимой двери разбухают», «Отчего по- душкшпод телеги вырезают не из дуба, а из березы», «Отку­ да берется тепло на севере», «Что такое магнит» и т. д. JI. Н. Толстой пишет рассказы с целью извлечения вы­ годы и пользы от природы. Он ставит человека на положение хозяина или управляющего природой. Поэтому в его рас­ сказах описывается не столько природа, сколько то, как че­ ловеку с ней обращаться. В рассказе о солнце, например, не говорится о его вели­ чине, о составе и о движении земли вокруг солнца. Вот что в нем Толстой пишет: «Поставь замороженный чугун на огонь; станет лед трескаться, таять, пошевеливаться; станет вода качаться, бульки пускать; потом, как станет кипеть,— загудит, завертится. То же делается и на свете от тепла. Нет тепла — все мертво, есть тепло—все движется и живет, мало тепла — мало движения, больше тепла — больше дви­ жения; много тепла — много движения; очень много дви­ жения. Откуда берется тепло на свете? Тепло от солнца. Хо­ дит солнце низко зимой, стороной, не упирает лучами в землю,—и ничто не шевелится. Станет солнышко ходить j выше над головами: станет светить в припор к земле—ото- \ греется все на свете и начнет шевелиться» и. Такой практический подход к явлениям природы объяс­ няется не состоянием науки того времени и не уровнем раз­ вития детей, а принщипиальным подходом к обучению. Прак­ тический характер носит у Толстого и преподавание других предметов. Он считал, например, что в процессе выполнения арифметических действий школьники сами должны прийти к выведению правил. С этих позиций Толстым была напи­ сана «Арифметика». Здесь автор сначала практически, на примерах показывает, что такое сложение и вычитание, ум­ ножение и деление. После этого он дает определения этих математических действий. В учебных книгах для начальной школы Толстой считал необходимым, как правило, включать материал из жизни своей страны: из истории своего народа, быта, русской при­ роды и все то, что является близким и более доступным для детей, то, что воспитывало у них чувство патриотизма. Этого 18 Заказ 8881 273

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=