ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
есть непосредственное отношение к явлениям жизни» и. Только непосредственное отношение к явлениям жизни да ет полноценные знания. «До тех пор,—утверждал Толстой,— пока ребенок не полежит в поле ржи, бессознательно выдер гивая колосья, пока не заглядится на взмахи топора мужи ка, срубающего дерево,—до тех пор он не узнает ни ржи. ни дерева, несмотря на наилучшие выставки разрезов дерев и колосьев» 1?. Всякое учение, по Толстому, должно быть только ответом на жизненные вопросы. Современная же ему школа не толь ко не возбуждает жизненные вопросы, но и не отвечает на вопросы, которые ставит перед нею жизнь. Учебные предме ты преподаются в ней так же, как заучивают псалтырь. Толстой выдвигал принцип всестороннего рассмотрения вещей и явлений, классификации и обобщения наблюдений учащихся в процессе преподавания. В этой связи он приво дит пример из посещенного им урока в одной лондонской школе на тему о хлопчатой бумаге. «Надо было видеть, — отмечал Толстой,— спокойную самоуверенность директора, когда он и учитель делали вопросы о том, какое растение —- хлопчатая бумага? Как оно обрабатывается? Где произво дится? Каким путем приходит к нам и как выделывается на фабриках? Ученики отвечали отлично, очевидно, наизусть. Я попро сил сделать от себя несколько вопросов. Я спросил, к како му классу растений принадлежит хлопчатая бумага; спро сил — какая почва нужна для нее; спросил — сколько весит кубический фунт хлопчатой бумаги при укладке; спросил — как укладывается хлопчатая бумага; что стоит перевозка ее, погрузка и выгрузка; какие химические составные части ее; что делается с ней, когда она подмокнет; как отличить ни тяную ткань от бумажной, и отчего бумажные произведения не идут прямо к нам в Петербург, а через Англию; какое влияние имело на рабочий класс введение бумаги в употреб ление, и как устроена наилучшая машина для пряжи бу маги?.. Ответить на эти вопросы ученики не могли... Всякий- ра ботник бумажной фабрики ответил бы мне на большинство из них» 13. В 60-е годы XIX века усиленно развивались естество знание и физика, но они не включались в учебный план клас сической гимназии как предметы, способствующие воспита нию материалистических взглядов и распространению «ниги листических» идей. Толстой не мог в обучении детей обходить естественные науки, несмотря на то, что народ, как полагал он, всякие естественные истории, всякое наглядное обучение считал бес полезными пустяками. Поскольку знания, как утверждал 272
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=