ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

есть непосредственное отношение к явлениям жизни» и. Только непосредственное отношение к явлениям жизни да­ ет полноценные знания. «До тех пор,—утверждал Толстой,— пока ребенок не полежит в поле ржи, бессознательно выдер­ гивая колосья, пока не заглядится на взмахи топора мужи­ ка, срубающего дерево,—до тех пор он не узнает ни ржи. ни дерева, несмотря на наилучшие выставки разрезов дерев и колосьев» 1?. Всякое учение, по Толстому, должно быть только ответом на жизненные вопросы. Современная же ему школа не толь­ ко не возбуждает жизненные вопросы, но и не отвечает на вопросы, которые ставит перед нею жизнь. Учебные предме­ ты преподаются в ней так же, как заучивают псалтырь. Толстой выдвигал принцип всестороннего рассмотрения вещей и явлений, классификации и обобщения наблюдений учащихся в процессе преподавания. В этой связи он приво­ дит пример из посещенного им урока в одной лондонской школе на тему о хлопчатой бумаге. «Надо было видеть, — отмечал Толстой,— спокойную самоуверенность директора, когда он и учитель делали вопросы о том, какое растение —- хлопчатая бумага? Как оно обрабатывается? Где произво­ дится? Каким путем приходит к нам и как выделывается на фабриках? Ученики отвечали отлично, очевидно, наизусть. Я попро­ сил сделать от себя несколько вопросов. Я спросил, к како­ му классу растений принадлежит хлопчатая бумага; спро­ сил — какая почва нужна для нее; спросил — сколько весит кубический фунт хлопчатой бумаги при укладке; спросил — как укладывается хлопчатая бумага; что стоит перевозка ее, погрузка и выгрузка; какие химические составные части ее; что делается с ней, когда она подмокнет; как отличить ни­ тяную ткань от бумажной, и отчего бумажные произведения не идут прямо к нам в Петербург, а через Англию; какое влияние имело на рабочий класс введение бумаги в употреб­ ление, и как устроена наилучшая машина для пряжи бу­ маги?.. Ответить на эти вопросы ученики не могли... Всякий- ра­ ботник бумажной фабрики ответил бы мне на большинство из них» 13. В 60-е годы XIX века усиленно развивались естество­ знание и физика, но они не включались в учебный план клас­ сической гимназии как предметы, способствующие воспита­ нию материалистических взглядов и распространению «ниги­ листических» идей. Толстой не мог в обучении детей обходить естественные науки, несмотря на то, что народ, как полагал он, всякие естественные истории, всякое наглядное обучение считал бес­ полезными пустяками. Поскольку знания, как утверждал 272

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=