ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

В своей статье «Об общественной деятельности на поп­ рище народного образования» Л. Н. Толстой, критикуя шко­ лу того времени, писал: «Школа в своем наивном заблуж­ дении предполагала, что она одна дает понятия, знания, и с досадой и упреком смотрела на жизнь, которая в своей свободной конкуренции отбивала у нее учеников». В дейст­ вительности же, подчеркивал Толстой, школа учит и жизнь учит. И если у школьника «оставалось что-нибудь из выучен­ ного наизусть, то только потому, что мы узнавали человече­ ское слово, которому научились из жизни. Ежели помнишь,, что из истории, то только потому, что узнал из жизни — что такое царь, что такое народ, что такое война. Ежели помнишь таблицу умножения, только потому, что в жизни научился считать бабки» 9. Знания вытекают из жизни, приобретаются бессозна­ тельным путем, заявлял Толстой, а школа их классифициру­ ет, сознательным путем приводит их в гармонию и систему. В процессе обучения Толстой предлагал исходить из жиз­ ненных фактов и идти к богатейшим обобщениям. В 60-х годах Толстой переоценивал значение стихийного личного опыта детей и недооценивал роль школы по обоб­ щению новых понятий, доступных детям. В 70-х годах он несколько изменил свой взгляд в этом вопросе. Он перестал отрицать значение понятий, определений и обобщений, со­ общаемых учащимся учителями. Если детям непонятны те или иные научные обобщения, то учителю нужно помочь ученикам осмыслить эти обобщения на основе их личного опыта. Обучение по естественным наукам нужно, по мнению Толстого, начинать с особи, индивида, самостоятельно су­ ществующего организма. С этих частностей дети начинают знакомиться с наукой. Ботанику, например, нужно начинать изучать не с клетки, а с растения, т. е. с того, что близко ре­ бенку. «Математика, в особенности геометрия, скорее всего приводит от частного к общему»,—утверждал Толстой !0. В. А. Вейкшан в своих исследованиях подчеркивает, что, следуя в процессе обучения от частного к общему, Яснопо­ лянская школа развивала умственную активность детей и их творчество. В осуществлении связи обучения с жизнью JI. Н. Толстой придавал большое значение наглядности. Под наглядностью он имел в виду прежде всего предметную наглядность, жи­ вую действительность, наглядность, с которой дети сталки­ ваются в жизни. Рассматривая учение Г. Песталоцци о наглядности обуче­ ния, Л. Н. Толстой писал: «Ежели уж хотите, чтобы это бы­ ла великая мысль, то она может быть великой только в сле­ дующем смысле: главное средство для приобретения знания 271

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=