ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

стой рассматривал в неразрывной связи с практическим опы­ том, с процессами активной творческой выработки и приме­ нения знаний и навыков. «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...» б. Л. Н. Толстой предупреждал учителей, что механическая передача обобщений учащимся вредна и бесполезна. Усвое­ ние памятью непроверенных знаний является величайшим злом, нарушающим самый процесс мышления. Обобщения, по его мнению, должны вытекать из анализа частностей, вос­ принятых учащимися из самой жизни, из практики. Нетруд­ но понять, что эти высказывания Л. Н. Толстого имеют пря­ мое отношение к рассматриваемому нами вопросу о связи обучения с жизнью. Л. Н. Толстой подверг острой и справедливой критике современную ему педагогику и школу как русскую, так и за­ рубежную. Он утверждал, что педагогика, особенно немец­ кая, оторвана от жизни и школы, что педагогический опыт не является ее основанием, что в ней господствуют рутина и шаблон. Педагогика может быть настоящей наукой только в том случае, заявил Толстой, когда будет обобщать передовой педагогический опыт. Не философскими откровениями, го­ ворил он, может создаваться наука педагогика, а терпели­ вым, упорным повсеместным анализом реального опыта. Педагогика «путем опыта разъясняет многие вопросы и бес­ численным повторением одних и тех же явлений переводит вопросы из областей мечтаний и рассуждений в область положений, доказанных фактами» 7. Педагогика, по мнению Толстого, не узкая дисциплина, она является «поверкою мно­ гих к многих жизненных явлений, общественных и отвле­ ченных вопросов» 8. Отрицая философию, как методологическую основу педа­ гогики, Толстой допускал серьезную ошибку. Однако оцен­ ка, данная им педагогике, в основном, была правильной. Критика Л. Н. Толстым педагогики того времени в из­ вестной мере относится и к нашей советской педагогике, для которой характерно некоторое отставание от школьной практики. Л. Н. Толстой утверждал связь обучения с жизнью. Он ставил себе целью создать такую школу, которая была бы тесно связана с окружающей жизнью и отвечала интере­ сам народа. Школа хороша, писал Толстой, только тогда, когда она выражает интересы народа, осознает те основ­ ные законы, которыми живет народ. Цель воспитания и обу чения он видел в развитии творческих сил ребенка, раскры­ тии его дарований и талантов. А для этого школа должна давать жизненные знания учащимся. 270

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=