ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
стой рассматривал в неразрывной связи с практическим опы том, с процессами активной творческой выработки и приме нения знаний и навыков. «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...» б. Л. Н. Толстой предупреждал учителей, что механическая передача обобщений учащимся вредна и бесполезна. Усвое ние памятью непроверенных знаний является величайшим злом, нарушающим самый процесс мышления. Обобщения, по его мнению, должны вытекать из анализа частностей, вос принятых учащимися из самой жизни, из практики. Нетруд но понять, что эти высказывания Л. Н. Толстого имеют пря мое отношение к рассматриваемому нами вопросу о связи обучения с жизнью. Л. Н. Толстой подверг острой и справедливой критике современную ему педагогику и школу как русскую, так и за рубежную. Он утверждал, что педагогика, особенно немец кая, оторвана от жизни и школы, что педагогический опыт не является ее основанием, что в ней господствуют рутина и шаблон. Педагогика может быть настоящей наукой только в том случае, заявил Толстой, когда будет обобщать передовой педагогический опыт. Не философскими откровениями, го ворил он, может создаваться наука педагогика, а терпели вым, упорным повсеместным анализом реального опыта. Педагогика «путем опыта разъясняет многие вопросы и бес численным повторением одних и тех же явлений переводит вопросы из областей мечтаний и рассуждений в область положений, доказанных фактами» 7. Педагогика, по мнению Толстого, не узкая дисциплина, она является «поверкою мно гих к многих жизненных явлений, общественных и отвле ченных вопросов» 8. Отрицая философию, как методологическую основу педа гогики, Толстой допускал серьезную ошибку. Однако оцен ка, данная им педагогике, в основном, была правильной. Критика Л. Н. Толстым педагогики того времени в из вестной мере относится и к нашей советской педагогике, для которой характерно некоторое отставание от школьной практики. Л. Н. Толстой утверждал связь обучения с жизнью. Он ставил себе целью создать такую школу, которая была бы тесно связана с окружающей жизнью и отвечала интере сам народа. Школа хороша, писал Толстой, только тогда, когда она выражает интересы народа, осознает те основ ные законы, которыми живет народ. Цель воспитания и обу чения он видел в развитии творческих сил ребенка, раскры тии его дарований и талантов. А для этого школа должна давать жизненные знания учащимся. 270
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=