ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
коспигывался Нехлюдов, какие привычки были у него в дет стве, как обращались с ним родители, к чему они стреми лись в воспитании сына. Но зато обстоятельно выписаны те события его юности, с которыми связано состояние его души в настоящем. Тем самым функция экскурса в объясне нии истоков настоящего у Толстого как будто несколько ог раничивается. В действительности же функция этого композиционного приема в романе «Воскресение» не только не сужается, по расширяется, обогащается, вбирая в себя в значительной мере этический и эстетический идеал писателя. Расширение функции экскурса в содержании романа раздвинуло и границы его формы. Теперь стало необходи мым уже не одномоментное, а многократное обращение к прошлому. Толстой включает в сюжет романа целую цепь событий из прошлого, связанных в существе своем с одним фактом минувшего и постоянно прерывающих повествование о настоящем. Эта цепь возвратов в прошлое или линия про шлого, как мы условно назовем ее здесь, представляет со бой серию обращений писателя к одному и тому же факту из давно прошедшего, варьирующемуся на протяжении все го произведения. Конечно, линия прошлого в романе не является единст венным средством раскрытия положительных взглядов Л. Толстого. Уже в самом обличении зла и насилия с под черкнутыми авторскими интонациями, во всем строе его ро мана в целом раскрывается эстетический идеал писателя. Но непосредственные суждения художника, касающиеся его положительной программы, изображение добра и красоты в душе человека связаны в романе в основном с линией про шлого. Расширение экскур'са до целой сюжетной линии из ми нувшего можно объяснить значительностью философского содержания представлений Л. Толстого о прекрасном и безобразном. Как явствует из эпиграфа романа, программа нравственного самоусовершенствования, предложенная Тол стым, предполагает в качестве главных принципов самовос питания — всепрощение, самокритичность и заботу лично сти о собственном духовном росте. Перед писателем стояла задача необъятных масштабов- показать красоту, привлекательность жизни на началах братства, раскрыть на этой основе несостоятельность суще ствующих форм общественной и личной жизни и убедить читателя в необходимости отказаться от них, наметив кон кретные формы и способы его самовоспитания. Решение этой задачи только в форме настоящего вре мени неизбежно привело бы к хроникалыюсти, к расшире нию рамки повествования, что потребовало бы многотомно 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=