ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Гревога за жизнь детей крестьян, за их судьбу Толстым выражена в «Утре помещика», в «Воскресении», в «Поли- кушке» и в других произведениях. Толстого постоянно беспокоило то, что он, изображая тяжелую жизнь простого человека, страшные бедствия на рода, сам ничего не делал, чтобы облегчить жизнь крестьян. В марте 1860 г. писатель с горечью заявил: «Всю жизнь ничего не делать и эксплуатировать труд и лучшие блага чужие, за то, чтобы потом воспроизвести их — скверно, нич тожно, может быть, есть уродство и пакость...» 3. Желая помочь крестьянам в неурожайные годы, которые были' частым явлением царской России, Л. Н. Толстой от крывал для них за свой счет столовые, в первую очередь для детей, чтобы спасти их от голодной смерти. Главной заботой для себя он считал образование кре стьян. В нем он видел освобождение крестьян от тьмы и не вежества и от капиталистического ярма. «...Наисуществен нейшая потребность русского народа есть народное образо вание»,— писал он брату министра народного просвещения Е. П. Ковалевскому. «Общественное воспитание», по мне нию Толстого, не преследовало никакой другой цели, кроме воспитания «помещиков, потворщиков, участников» эксплуа тации народа дворянством, чиновничеством и буржуазией. Л. Н. Толстой выступал не только против капиталисти ческих порядков современного ему буржуазного строя, он был непримиримым врагом консервативных устоев школы того времени. Обучение, утверждал Л. Н. Толстой, должно содействовать всестороннему развитию способностей ребен ка и не сводиться только к сообщению ему знаний. Главная ошибка многих педагогов, указывал он, заключается в том, что они «воспитывают один разум, а все остальное, т. е. все главное, идет, как оно хочет». Наука, писал Толстой, представляет собой обобщение частностей. Усвоение у ч ащ и м и с я научных обобщений являет ся важнейшей задачей школы. Однако дети не могут, по нять и усвоить обобщения, когда они догматически пере даются учителями. «Ум человеческий, — подчеркивал Толстой, — только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или про верил» 4. Проф. В. А. Вейкшан по этому поводу справедливо заме чает: «В этом глубоко психологически обоснованном взгляде Толстого на процесс усвоения знаний учащимися заключал ся основной тезис его дидактики, подробно раскрытой в его педагогических статьях 60-х и 70-х годов» 5. В «Общих замечаниях для учителя», напечатанных впер- ‘ вые в 1872 г. в «Азбуке», Толстой предостерегал учителей от зазубривания учениками учебного материала. Обучение Тол 269
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=