ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Гревога за жизнь детей крестьян, за их судьбу Толстым выражена в «Утре помещика», в «Воскресении», в «Поли- кушке» и в других произведениях. Толстого постоянно беспокоило то, что он, изображая тяжелую жизнь простого человека, страшные бедствия на­ рода, сам ничего не делал, чтобы облегчить жизнь крестьян. В марте 1860 г. писатель с горечью заявил: «Всю жизнь ничего не делать и эксплуатировать труд и лучшие блага чужие, за то, чтобы потом воспроизвести их — скверно, нич­ тожно, может быть, есть уродство и пакость...» 3. Желая помочь крестьянам в неурожайные годы, которые были' частым явлением царской России, Л. Н. Толстой от­ крывал для них за свой счет столовые, в первую очередь для детей, чтобы спасти их от голодной смерти. Главной заботой для себя он считал образование кре­ стьян. В нем он видел освобождение крестьян от тьмы и не­ вежества и от капиталистического ярма. «...Наисуществен­ нейшая потребность русского народа есть народное образо­ вание»,— писал он брату министра народного просвещения Е. П. Ковалевскому. «Общественное воспитание», по мне­ нию Толстого, не преследовало никакой другой цели, кроме воспитания «помещиков, потворщиков, участников» эксплуа­ тации народа дворянством, чиновничеством и буржуазией. Л. Н. Толстой выступал не только против капиталисти­ ческих порядков современного ему буржуазного строя, он был непримиримым врагом консервативных устоев школы того времени. Обучение, утверждал Л. Н. Толстой, должно содействовать всестороннему развитию способностей ребен­ ка и не сводиться только к сообщению ему знаний. Главная ошибка многих педагогов, указывал он, заключается в том, что они «воспитывают один разум, а все остальное, т. е. все главное, идет, как оно хочет». Наука, писал Толстой, представляет собой обобщение частностей. Усвоение у ч ащ и м и с я научных обобщений являет­ ся важнейшей задачей школы. Однако дети не могут, по­ нять и усвоить обобщения, когда они догматически пере­ даются учителями. «Ум человеческий, — подчеркивал Толстой, — только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или про­ верил» 4. Проф. В. А. Вейкшан по этому поводу справедливо заме­ чает: «В этом глубоко психологически обоснованном взгляде Толстого на процесс усвоения знаний учащимися заключал­ ся основной тезис его дидактики, подробно раскрытой в его педагогических статьях 60-х и 70-х годов» 5. В «Общих замечаниях для учителя», напечатанных впер- ‘ вые в 1872 г. в «Азбуке», Толстой предостерегал учителей от зазубривания учениками учебного материала. Обучение Тол­ 269

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=