ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

ТОЛС Т ОЙ И ПЕДА Г О Г ИК А И. Т. АРИСКИН (Тула) ВОПРОСЫ связи ОБУЧЕНИЯ с жизнью И ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ в ТВОРЧЕСТВЕ Л. н. толстого Л. Н. Толстой выступал против капитализма, который разрушал устои старого патриархального общества, вместе с этим нес с собой разорение, нищету и другие бедствия. Он вскрывал эксплуатацию буржуазией народа, роскош­ ную жизнь, подлость и паразитизм правящих классов, ни­ щету и страдания обездоленного крестьянства. Контраст в положении народа и правящих классов царской России Л. Н. Толстой особенно ярко рисует в рассказах «Три дня в деревне» и «Ягоды», в романах «Анна Каренина» и «Вос­ кресение». Большую тревогу вызывал у Толстого образ жизни де­ тей крестьян и подростков-рабочих. Он возмущался по по­ воду тех условий, в которые были поставлены подростки n,i фабриках и заводах. В 1884 г. записал в дневнике: «Ходил па чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьет чай и становится до 12. в 1 становится и до 4, в 4*/г становится и до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые слышим в постели» '. Еще более тяжелое положение детей Л. Н. Толстой наб­ людал в 1885 г. при посещении Мальцевского хрустального завода в Орловской губернии. Он записал тогда: «Девочки 10 лет в 12 часов ночи становятся на работу и стоят до 12 дня, а потом в 4 идут в школу, где их по команде учат: ус, оса и т. п. Здорового лица женского и мужского (уви­ деть) трудно, а изможденных и жалких — бездна» 2. 268

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=