ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
перед лицом смерти (гибель Окорока и размышление о смер ти раненого Николая Ростова). Только в «Голубых песках» и в «Гибели Железной» Ива нов стал применять приемы психологического анализа, близ кие Толстому. В связи с этим у него изменяется синтаксис, вся конструкция фразы. Характерными для него становятся такие предложения: «Запусу стало жаль ее и стало стыдно своего желания унизить человека»... «Оставшись один, Запус подумал, что хорошо было бы посмотреть, как пойдет в го род Олимпиада»... «У Плешко мелькнула мысль, что все ок ружающие смотрят па него с такой любовью и радостью»... (И, 178). Итак, в поздних повестях Иванова бросаются в глаза более сложные синтаксические конструкции. Несомненно, эта сложность вызвана углубленным раскрытием внутренне го мира человека, тщательным исследованием «тайного тай ных» его души. Этому содействуют и прямая авторская ха рактеристика, и несобственно-прямая речь, и внутренний мо нолог. Таким путем Иванов, сначала творчески использовав ший толстовские принципы изображения человека и народа на войне, позднее, во второй половине 20-х годов, подошел к применению приемов психологического анализа. * * * В заключение хочется сказать, что мы в своей работе от нюдь не намерены приклеивать Всеволоду Иванову «бороду Льва Толстого», как когда-то сказал Горький по другому поводу. Толстой есть Толстой, а Иванов — это Иванов. Го воря об учебе молодого писателя у гениального художника слова, мы не хотели, чтобы талантливый советский писатель выглядел подражателем Толстого. Поэтому мы умышленно избегали неопределенного термина «влияние», который у нас до последнего времени часто отождествлялся с термином «подражание». Действительное влияние, влияние определяю щее, на Иванова оказала прежде всего сама революционная эпоха. Действительность сформировала его как писателя, дала ему жизненный материал. В то же время мы пытались на конкретных фактах доказать преемственную связь «Пар тизанских повестей» с творчеством Толстого, показать, как его принципы изображения человека и народных масс были творчески использованы Ивановым. Вместе с тем мы не за бывали, что Толстой для автора «Партизанских повестей» не был единственным учителем. Для уяснения этой мысли уместно будет привести слова Иванова, написанные автору этих строк по поводу статьи о дореволюционных рассказах писателя*). «Разбор Вами моих ранних рассказов правилен,—писал Всеволод Вячеславо вич.—Но чересчур много уделяете внимания влиянию Горь- * ) См. статью эту в журнале «Русская литература» № 2 за 1959 г. 266
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=