ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
душен к людям, которые осознают свои ошибки. Как изве стно, сибирские крестьяне на первых порах поддержали Кол чака и помогали белым властям вылавливать бойцов раз битых отрядов Красной гвардии. Но, испытав колчаковский режим, эти же крестьяне обратились за помощью к таким людям, как Никитин. Один из товарищей Никитина не со гласен прощать мужикам, на что он отвечает: «Простить можно все!» (1, 231). Однажды Никитин в тайге нашел ку сок каменного угля и неожиданно для всех преобразился. «Пласты нашел. Уголь каменный. Слышал? — дробя камень пальцами, смятым, ласковым голосом говорил Никитин-— Руды — хребты. Угля — горы. Понимаешь, старик? Заво- дов-то!» (1, 321). За суровостью и угрюмостью Никитина скрывается гу манность, нежность, светлая мечта о будущем, ради которо го народ проливает кровь. Даже беглый анализ этого обра за убеждает, как нам представляется, что здесь нашел при менение толстовский принцип изображения человека как явления сложного и противоречивого. V Продолжая патриотические и гуманистические традиции Толстого, творчески используя его художественные принци пы, Иванов вырос в большого писателя революционной эпо хи. В своем идейном развитии он был обязан уже не Тол стому, а Горькому. Великий пролетарский писатель помогал Иванову, как и его товарищам по кружку, разобраться в слабых сторонах мировоззрения Толстого. «Я слежу за раз витием и духовным ростом «серапиоиовцев» с большой на деждой, — писал Горький в 1923 г. — Мне кажется, что эта молодежь способна создать в России новую литературу, сво бодную от квиетизма, от принципа непротивления и пассив ной анархии Льва Толстого» 12. Эти слова относятся и к Иванову, который именно в этом году выпустил «Партизанские повести» отдельной книгой. В лучшей из них — «Бронепоезде» — в одной из сцен, рисующей возмущение народа злодеяниями интервен тов, появляется старик, который проповедует «квиетизм и непротивление». Он осуждает войну («Никудышная война»), верит в непобедимость «антихриста»: «Погибель наша яви лась, Егорыч. Прямо погибель». И партизаны и их командир Вершинин гонят прочь этого старика, видимо, сектанта. В «Цветных ветрах» полемика с пассивностью ведется в иной форме: крестьянин Калистрат Смолин в поисках смысла жизни интересуется различными религиозными взглядами, но в годы Гражданской войны отказывается от них и пре дается анархии, отрицающей революционные идеалы во имя личного покоя. 264
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=