ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

люцию той части белой армии, которая повернула оружие против своих генералов. Любопытно, что заключительные слова повести посвящены безымянному солдатику: «А на­ против, через улицу, стоял тщедушный солдатик в шинели, похожей на больничный халат, голубых обмотках и англий­ ских бутсах. Он смотрел на американца поверх проходя­ щих людей... и пытался удержать американца в памяти. Но был тот гладок, скользок и неуловим, как рыба в воде» ( I , 82 ). Следовательно, образ солдатика у Иванова так же, как образ Тимохина у Толстого, вырастает до большого обоб­ щения, до значения символа, несущего важный идейный смысл. Любопытно, что образ солдатика индивидуали­ зирован чисто толстовскими средствами: повторением дета­ лей портрета (голубые обмотки, шинель, похожая на боль­ ничный халат, английские бутсы). IV В свое время напостовская критика не смогла правильно оценить образ народа в «Партизанских повестях», припи­ сывая автору слепое преклонение перед крестьянской сти­ хией. Не увидев образа партизанской массы, критика не смогла объективно оценить и ее руководителей. В Верши­ нине и Селезневе она усматривала «кулацкую сущность», а образы большевиков Пеклеванова, Никитина и Запуса про­ сто отказывалась признать типичными. Вульгарное литера­ туроведение игнорировало принцип историзма в искусстве. Ведь в то время, когда Иванов создавал эти образы, не бы­ ло ни Чапаева, ни Кожуха, ни Левинсона. Особенно несправедливой критике долгое время подвер­ гался образ Пеклеванова — героя повести «Бронепоезд». Критики не только нарушали принцип историзма, но и забы­ вали, что образ Пеклеванова является эпизодическим и в то же время по своей сущности полемическим: его острие бы­ ло направлено против дурной тенденции в пролеткультовской литературе изображать ходульного «железобетонного» героя. Пеклеванов — председатель губревкома, в его руках сос­ редоточено руководство подготовкой восстания в городе и партизанским движением края. В среде партизан о Пеклева- нове распространяются легенды, в которых он наделяется необыкновенными качествами и как руководитель, и как че­ ловек. Между тем, когда Знобов приходит на нелегальную квартиру председателя, он, к своему удивлению, видит пе­ ред собою «маленького веснушчатого человечка» со «впа­ лой грудью», «маленькими ручками», «слабым тихим голо­ сом». Даже про его завтрак Знобов думает: «Птичья еда». Неудивительно, что критики 20-х годов не смогли увидеть 262

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=