ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

к партизанам старик с лицом, похожим на вытершуюся ов­ чину»; «Длинноногий седой мужик, сопровождающий аме­ риканца, спросил:— Кто у вас старшой?»; «Корявый мужи­ чонка в малиновой рубахе поймал Вершинина»...; «бегал лисолицый торопливо и кричал»...; «Хромой мужик, с пу­ стым грязным мешком» и т. п. Многие из таких персона­ жей не вводятся в сюжетное действие, больше того, они обычно появляются на сцене только однажды и затАм ис­ чезают совсем. Как у Толстого, так и у Иванова есть образы, кото­ рые можно назвать «сквозными», хотя они и являют­ ся всего лишь эпизодическими. Таков в «Войне и мире» образ боевого армейского офицера Тимохина, которого А. Сабуров называет «символом той боевой среды, в кото­ рую попадает Болконский». (КМРСИВ автора. — М. М.), Иную художественную задачу выполняет в «Бронепоезде» образ безымянного солдатика, но через него автор так же, как Толстой через образ Тимохина, передает настроение солдат. Безымянный солдатик впервые появляется в начале второй главы: увидев офицера, «торопливо отдал честь тще­ душный солдатик в голубых французских обмотках и боль­ ших бутсах»- Если вспомнить, что его вооружение состав­ ляет винтовка с японским штыком — бебутом и английские бомбы, то станет понятно, кто снаряжал колчаковскую ар­ мию, сколоченную в основном из сибирских крестьян. Че­ рез несколько тлав после первого появления, снова встре­ чается «тонконогий солдатик в голубых обмотках», но на этот раз он держится не столь браво: его шинель похожа па «грязный больничный халат». Оказывается, что у солда­ тика не в порядке не только одежда, но и мысли. Он в ря­ дах отступающей армии прошел от Омска до Владивостока, на этом страшном пути он много видел жестокости и крови, он и сам служил слепым орудием контрреволюции, но не возмутился, не протестовал. В беседе с партизаном-развед- чиком Син Бин-у солдакгик жалуется: «Домой охота, а меня к морю везут, видишь?» (1, 44). Но уже в этом эпизоде у солдатика возникает симпатия к партизанам, хотя до поры до времени он остается сторонним наблюдателем. Автор не показывает дальнейшего процесса «выпрямления» солдати­ ка, по о нем можно судить по результатам. В освобожден­ ном городе мы снова встречаем солдатика, теперь он уже служит революции: «Солдатик в голубых обмотках стоял па часах у входа в подвал, где были заперты арестованные офицеры» (1, 80). На протяжении всей повести безымянный солдатик появляется пять—шесть раз, и каждый раз ему отводится несколько строчек. Его образ не связан непосред­ ственно с сюжетом, с каким-либо главным героем — это внесюжетный персонаж, однако он помогает осмыслить эво- 261

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=