ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

лообразные живые волны солдат» у Толстого. Это внешнее сходство ведет и к внутренней связи двух произведений: в них одними и теми же средствами показывается «скрытое тепло патриотизма». Как у Толстого, так и у Иванова пат­ риотизм героев показан без ложной патетики, герои «Пар­ тизанских повестей» — это русские патриоты, хотя они не знают слова «патриотизм»; это настоящие интернационали­ сты, хотя партизанский вожак Вершинин не может выгово­ рить слово «интернационал». И патриотизм и интернацио­ нализм героев «Бронепоезда» отнюдь не абстрактные поня­ тия, никто из них не говорит о любви к родине вообще. У одного это чувство выражено через отношение к интервен­ там, разгуливающим по родному городу («Кабак, а не Рас- сея»), у другого — к «пашне», родной земле, политой кровью и потом русского народа. Во всей повести о родине рас­ суждает только один герой — белогвардеец Незеласов: «...Родина нас... вышвырнула! Думали все — нужны, очень нужны, до зарезу нужны, а вдруг ра-ас-чет получайте»... < 1 , 10 — 11 ). Благодаря высокому поэтическому мастерству автора «Бронепоезда» у читателя возникает конкретно-обобщен­ ный образ партизанской массы — разношерстной, разноли­ кой, яркой. Следуя принципу Толстого, автор передает свое­ образную речь массы, ее смех, жесты, движение — и все в развитии, в динамике. Внешний облик партизанской мас­ сы изображается *й сочными широкими мазками, и тщатель­ но выписанными штрихами. Еще раз подчеркнем, что Ива­ нов живописует образ массы в постоянном движении, в не­ прерывном внешнем и внутреннем изменении. И в то же время автор рисует массу дифференцированно, выделяя как целые группы, так и фигуры отдельных партизан. Вот как выглядит «армия» Вершинина, когда она прохо­ дит по освобожденному городу: «Проходили в широких пли­ совых шароварах и синих дабовых рубахах приисковые..- Проходили длиннорукие, ниже колен, до икр, рыбаки с Зей­ ских озер... Шли закаленным каменным шагом пастухи с хребта Сихотэ-Алинь... И еще равнинные темнолицые кре­ стьяне» (1, 81—82). Как и Толстой, автор «Бронепоезда» много вводит, по терминологии А. Сабурова, «сюжетно-неуловимых, индиви­ дуально невыявлениых персонажей». Лишь некоторых из них он наделяет конкретными чертами внешности, речи, жестов. Большинство этих эпизодических образов не вклю­ чено в сюжет, как правило, не имеет прямого отношения к главным героям повести, но помогает создать коллективный образ массы. Назовем только некоторые эпизодические персонажи, встречающиеся в разных главах «Бронепоезда»: «Подошел 260

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=