ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

людей в бою и в повседневной жизнь». Перед атакой броне поезда «мужики, как на покосе, выс>р0ИЛИсь вдоль насы­ пи»; на врага они идут «с ревом, гикг\ньем, как на свадьбе ». В представлении партизан, выходцев из крестьянской сре­ ды, даже убитый вражеский солдат 11адает на землю, как «мешок с воза». В описании внутреш»его вида захваченного партизанами бронепоезда есть такая фраза: «Патроны, как зерна, и на пулеметах сушатся па рт1,заиские штаны»10. Эта бытовая деталь подчеркивает бу,^НИЧН0СТЬ) обыденность обстановки, в которой совершаются героические подвиги «будничными людьми». Толстой впервые в мировой литераТуре дал коллектив­ ный образ солдатско-партизанской мдссы и В VII главе 2-й части первого тома прекрасно показа­ но, как солдаты «двигались по мосту одною сплошною мас­ сой». Князь Несвицкий смотрит на быстрые, шумные волны Энса, и в его сознании сплошная непрерывно движущаяся масса людей уподобляется «однообр;13но живым волнам» реки. Но в то же время войско не Выглядит как нечто од­ ноликое и серое, ибо в общий «портрет» вкраплены индиви­ дуальные образы. Уже в упомянутом отрывке можно ви­ деть не только «волны пехоты», но и отдельные фигуры этого людского потока (офицер в пл^щ^ пеший гусар, ден­ щик, мирный житель), а вслед за нед перед взором чита­ теля вереницей проходят: казак с лошадьми в поводу, фурштатский солдат, веселый солдат в прорванной шинели, старый солдат, солдат на повозке, выпившие солдаты, и т. д.). Благодаря этим образам, ма^са становится много­ голосой и разноликой, она приобретает и свой живописный портрет, и свою особую речь. Иванов не подражал Толстому, не стремился быть «похо­ жим» на великого писателя, а творч£СКИ применял некото­ рые его принципы, разрабатывал с;1мобытный жизненный материал. Здесь, прежде всего, и следует искать источник тем и образов, в то же время успещНОМу художественному освоению революционного материала содействует гигантский опыг Толстого. Несомненно, первые еТранИцы советского ге­ роического эпоса писались под воздействием «Севастополь­ ских рассказов» и «Войны и мира». В первых же главах «Бронепоезду Где перед читателем предстают «две сотни партизан», авт0р говорит о них как о некоем едином существе, гневном и негодующем, имею­ щем «молодое и здоровое тело», это существо « катилось по узко выкопанным горным тропам». «В леса и сопки, клокоча... вливались в русла троп ручьи людей ( скота и железа». Об­ раз людского потока помогает понят), огромную силу вос­ ставших крестьян. Сравнение парти^знской массы то с по­ током, то с ручьями, то с морем засгавляет вспомнить «од- 17* 259

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=