ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
вых воинов, проявляющийся с удивительной простотою в повседневной жизни. Толстой говорит: «Вы видите буднич ных людей, спокойно занятых будничным делом, так что, может быть, вы упрекнете себя в излишней восторженно сти, усомнитесь немного в справедливости понятия о ге ройстве защитников Севастополя»9. Это авторское обобще ние подтверждается рядом картин и персонажей. При пер вом же появлении рассказчика в осажденном городе ему бросается в глаза будничность обстановки и поведения вои нов. В одном месте он видит у маленьких пушек матроса, мирно покуривающего трубочку; в другом — «фурштатско- го солдатика, который ведет поить какую-то гнедую тройку и так спокойно мурлыкает себе под нос... как бы это проис ходило где-нибудь в Туле или в Саранске»; в третьем ме сте он видит офицера, который «так спокойно прохаживает ся от одной амбразуры к другой, так спокойно, без малей шей аффектации говорит с вами»... Следовательно, принцип изображения Толстым войны можно сформулировать его же словами: «будничные люди» совершают на войне «будничные дела», руководствуясь «любовью к родине». Этот принцип еще более глубоко воплотился у Толстого в «Войне и мире», в тех ее главах, где рисуются героиче ские подвиги русского народа, в частности, в конце III ча сти, изображающей Шенграбенское сражение. Поразитель ный по своей простоте подвиг батареи Тушина — это ведь тоже «будничное дело», совершенное «будничными людьми». Как привычное, повседневное дело мужественно выполняют на Бородинском поле свой воинский долг русские воины, на чиная с 'Гимохина и кончая Кутузовым. III Иванов одним из первых в советской литературе ис пользовал художественные достижения Толстого. В расска зе «Красный день», который можно рассматривать как пер вый вариант повести «Партизаны», война уже изображает ся как «будничное дело». Недаром автор уподобляет ее повседневному крестьянскому труду: «Мужики зорко огля дывались, ожидая удара в спину, а пока не спеша, как буд то бы жали хлеб, убивали атамановцев» (III, 25). В «Пар тизанах» еще полнее показаны «будничные люди» — му жики, вынужденные взяться за оружие. Здесь даже парти занский лагерь сравнивается с артелью крестьян, приехав ших «на сенокос или сбор ореха», а их командир Селезнев, производя смотр своим силам, «хозяйственным взглядом окидывал телеги и рыдваны и, как поторапливал раньше при молотьбе, немного покрякивая, так и теперь торопил». В «Бронепоезде» изображение «будничного дела» партизан так же часто достигается путем сопоставления действия 258
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=