ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

вых воинов, проявляющийся с удивительной простотою в повседневной жизни. Толстой говорит: «Вы видите буднич­ ных людей, спокойно занятых будничным делом, так что, может быть, вы упрекнете себя в излишней восторженно­ сти, усомнитесь немного в справедливости понятия о ге­ ройстве защитников Севастополя»9. Это авторское обобще­ ние подтверждается рядом картин и персонажей. При пер­ вом же появлении рассказчика в осажденном городе ему бросается в глаза будничность обстановки и поведения вои­ нов. В одном месте он видит у маленьких пушек матроса, мирно покуривающего трубочку; в другом — «фурштатско- го солдатика, который ведет поить какую-то гнедую тройку и так спокойно мурлыкает себе под нос... как бы это проис­ ходило где-нибудь в Туле или в Саранске»; в третьем ме­ сте он видит офицера, который «так спокойно прохаживает­ ся от одной амбразуры к другой, так спокойно, без малей­ шей аффектации говорит с вами»... Следовательно, принцип изображения Толстым войны можно сформулировать его же словами: «будничные люди» совершают на войне «будничные дела», руководствуясь «любовью к родине». Этот принцип еще более глубоко воплотился у Толстого в «Войне и мире», в тех ее главах, где рисуются героиче­ ские подвиги русского народа, в частности, в конце III ча­ сти, изображающей Шенграбенское сражение. Поразитель­ ный по своей простоте подвиг батареи Тушина — это ведь тоже «будничное дело», совершенное «будничными людьми». Как привычное, повседневное дело мужественно выполняют на Бородинском поле свой воинский долг русские воины, на­ чиная с 'Гимохина и кончая Кутузовым. III Иванов одним из первых в советской литературе ис­ пользовал художественные достижения Толстого. В расска­ зе «Красный день», который можно рассматривать как пер­ вый вариант повести «Партизаны», война уже изображает­ ся как «будничное дело». Недаром автор уподобляет ее повседневному крестьянскому труду: «Мужики зорко огля­ дывались, ожидая удара в спину, а пока не спеша, как буд­ то бы жали хлеб, убивали атамановцев» (III, 25). В «Пар­ тизанах» еще полнее показаны «будничные люди» — му­ жики, вынужденные взяться за оружие. Здесь даже парти­ занский лагерь сравнивается с артелью крестьян, приехав­ ших «на сенокос или сбор ореха», а их командир Селезнев, производя смотр своим силам, «хозяйственным взглядом окидывал телеги и рыдваны и, как поторапливал раньше при молотьбе, немного покрякивая, так и теперь торопил». В «Бронепоезде» изображение «будничного дела» партизан так же часто достигается путем сопоставления действия 258

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=