ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
щами бронепоезда, стоявшего под Петроградом. Именно здесь у него возникла мысль написать повесть «Бронепоезд 14-69», замысел которой был одобрен Горьким. Вероятно, не случайно в этом произведении наиболее ярко проявилась толстовская традиция. II Иванов принадлежит к тем русским писателям, которые сказали первое слово о Гражданской войне, кто выступил с крупными повествовательными произведениями еще в то время, когда война продолжалась в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1920 г. он написал «Партизан», в следующем году «Бронепоезд 14-69» и «Цветные ветра», а еще через год «Голубые пески», все вместе составившие знаменитый цикл «Партизанские повести»*). О той роли, которую сыграл Иванов в становлении со ветского эпоса, К. Федин вспоминает: «Его проза о Граж данской войне стала одним из истоков советской литера туры. Его товарищи должны были признать, что ему перво му после войны удалось с художественной силой ввести но вый, революционный материал в искусство письма — то, из-за чего билось все юное поколение русской литера туры» 8. Следовательно, содержание для своих произведений Ива нов почерпнул из самой действительности, его личные впе чатления от войны дали ему материал, а освоить его, пре вратить в темы и образы помог небольшой литературный опыт писателя и большая литературная традиция. Несом ненно, творчество Толстого содействовало осмыслению ге роического и трагического материала Гражданской войны. Великий мастер слова оставил не только непревзойденные образцы изображения человеческих характеров и событий, но он выработал и сами принципы воспроизведения дейст вительности. В книгах Толстого особенно привлекали Ива нова военно-героические картины, принципы изображения как отдельного человека, так и народной массы в целом. Эта сторона толстовского метода была близка Иванову по тому, что он сам обратился к героической тематике и стра стно искал формы советского эпоса для «Партизанских по вестей». Толстой обогатил мировую литературу своим принципи ально новым изображением войны. Уже в первом из «Се вастопольских рассказов» — «Севастополь в декабре меся це», разрушая представления о войне, как о торжественном параде с развевающимися знаменами и гарцующими на ко нях генералами, он нарисовал будни войны, героизм рядо*) Анализ содержания и стиля «Партизанских повестей» см. в моей статье, напечатанной в . «Ученых записках» Орловского пединститута (т. 23). 17 Заказ 8881 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=