ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
был исключен из этой организации. После того в течение ряда лет (1921—1923) Иванов активно работает в кружке «Серапионовы братья». Отношение к классикам со стороны «серапиоповцев» было противоречивым: критики (J1. Лунц, И. Груздев) к литературе прошлого подходили с узко-фЬр- малнстической точки зрения. Лунц даже заявлял, что у рус ской литературы учиться нечему, и призывал идти за об разцам)! «на Запад!». Но иной взгляд на классиков имели гакие «серанионовцы», как Вс. Иванов, К- Федин, Н. Тихо нов, М. Зощенко. Один из тогдашних критиков верно отметил неодинако вые позиции «серапионовцев» к классикам. Сообщая о воз никновении кружка, он утверждал, что некоторые из его членов связаны с «традициями Тургенева, Толстого, отча сти Чехова и Горького»(К. Федин, М. Слонимский, Вс. Ива нов), другие находятся «в родстве с Ремизовым и Замяти ным» (Н. Никитин, Л. Лунц, М. Зощенко) 4. «Серапионовцы» часто спорили о Толстом. К- Федин пи шет, что «здесь говорилось о произведениях как о «вещах». Вещи «делались». Они могли быть сделаны хорошо или сде ланы плохо. «Хаджи-Мурат» был сделан непревзойденно»5- Не только Федин, но все «правое» крыло «серапионов цев» «под усмешливым вождением Всеволода "Иванова» от стаивало наследство классиков от нападок критиков-форма- листов. В этом им систематически помогал Горький. Когда Федин писал, что ему, Федину, нелегко решить вопрос: «.просто ли писать трудно (Толстой) или мудрено (Пиль няк)», то Горький немедленно ответил большим письмом, и это был ответ не одному Федину, а всем «серапионовцам». Горький не советовал учиться словесной эквилибристике у А. Белого и его ученика Б. Пильняка. «Волнующий вас лич но вопрос: как писать?— отвечал великий писател'ь,— раз решается временем и любовью к делу писания. Толстой? Его простота давалась ему—-вы знаете это — тяжелым упорным трудом. Пластичность, скульптурность его письма очень «не проста» 6. В то время как пролеткультовцы, футуристы, напостов- цы выказывали свое пренебрежение к творчеству класси ков, Иванов с большим упоением читал Гоголя и Гофмана, Чехова и Брет-Гарта, Горького и Блока. В начале 20-х го дов Иванов особенно усиленно штудировал произведения Толстого и даже выступал с лекциями о нем. Об этом он вспоминает так: «Я разъезжал по различным воинским ча стям в окрестностях Петрограда и повторял то, что удава лось мне законспектировать на лекциях в литературной студии... Все эти свои конспекты я старался применить глав ным образом к творчеству JI. Толстого, книги которого вол новали тогда меня необычайно»7. (Курсив мой. — М. М.). Веспой 1921 г. Иванов проводил о Толстом беседу с бой- 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=