ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

«...Зенону шел тридцать первый год. Он родился в Милете от красивой гречанки и галла. Природа дала ему стройный стан,, сильные руки, огромную массу белокурых волос и огненные чер­ ные глаза, в которых светилась самая пленительная доброта и бла­ городная твердость. Он был в длинном хитоне из мягкой шелко­ вой материи серого цвета с бледно-розовыми кружками по кргур; ноги его были обуты в легкие желтые сандалии, а буйные русы- волосы схвачены тонким золотым обручиком с бирюзой на лбу» 40. Не менее ярки портреты героев и в рассказе «Не­ винный Пруденций» (1891). , «Пруденций был статен и смугл, с горячим матовым цветом лица, с большими черными глазами, глядевшими из-под черных ресниц, при черных бровях и густых кудрях цвета ореха»41. Все эти яркие портретные характеристики невольно ас­ социируются с горьковскими портретами в ранних расска­ зах. Видимо, именно эту «радужную игру «красок» и имел в виду А. М. Горький, именно это любование внутренней и внешней красотой человека привлекало его. Но такого лю­ бования нет в народных рассказах Л. Н. Толстого. С одной стороны, Лесков, изображая своих героев в та­ ком приподнятом, романтическом ключе, стремился поднять настроение у своих современников. Ведь не случайно в не­ опубликованной статье 1886 г. он пишет об оптимистах, пол­ ных бодрого и радостного духа, являющихся благовестни- ками будущего, борющихся за достижение царства Божия па Земле живых. С другой стороны, такое явное црикрашивание героев приобретало социальную направленность. Гимн - человеку, который пел Лесков в своих рассказах, звучал явным дис­ сонансом действительному положению человека в России. Это был явный призыв к смене общественных условий. Из сказанного неопровержимо вытекает, что Лесков ни в коем случае не мог согласиться с основным пунктом уче­ ния Л. Н. Толстого — с непротивлением злу насилием. Следует подчеркнуть, что лейтмотив рассказа «Асколон- ский злодей»—всеми силами противиться союзу власти и капитала, вплоть до физического истребления особенно не­ навистных его представителей. Итак, сравнительный анализ народных рассказов Н. С- Лескова и Л. Н. Толстого показывает, что И. С. Лесков по многим вопросам — важно подчеркнуть, по основным воп­ росам— не соглашался с Л. Н. Толстым, а его художест­ венные принципы были прямо противоположны толстов­ ским. Интересно отметить, что художественная сторона рас­ сказов Н. С. Лескова всегда не нравилась Л. Н. Толсто­ му, он порицал их за чрезмерную художественность.* Н. С. 252

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=