ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
«...Зенону шел тридцать первый год. Он родился в Милете от красивой гречанки и галла. Природа дала ему стройный стан,, сильные руки, огромную массу белокурых волос и огненные чер ные глаза, в которых светилась самая пленительная доброта и бла городная твердость. Он был в длинном хитоне из мягкой шелко вой материи серого цвета с бледно-розовыми кружками по кргур; ноги его были обуты в легкие желтые сандалии, а буйные русы- волосы схвачены тонким золотым обручиком с бирюзой на лбу» 40. Не менее ярки портреты героев и в рассказе «Не винный Пруденций» (1891). , «Пруденций был статен и смугл, с горячим матовым цветом лица, с большими черными глазами, глядевшими из-под черных ресниц, при черных бровях и густых кудрях цвета ореха»41. Все эти яркие портретные характеристики невольно ас социируются с горьковскими портретами в ранних расска зах. Видимо, именно эту «радужную игру «красок» и имел в виду А. М. Горький, именно это любование внутренней и внешней красотой человека привлекало его. Но такого лю бования нет в народных рассказах Л. Н. Толстого. С одной стороны, Лесков, изображая своих героев в та ком приподнятом, романтическом ключе, стремился поднять настроение у своих современников. Ведь не случайно в не опубликованной статье 1886 г. он пишет об оптимистах, пол ных бодрого и радостного духа, являющихся благовестни- ками будущего, борющихся за достижение царства Божия па Земле живых. С другой стороны, такое явное црикрашивание героев приобретало социальную направленность. Гимн - человеку, который пел Лесков в своих рассказах, звучал явным дис сонансом действительному положению человека в России. Это был явный призыв к смене общественных условий. Из сказанного неопровержимо вытекает, что Лесков ни в коем случае не мог согласиться с основным пунктом уче ния Л. Н. Толстого — с непротивлением злу насилием. Следует подчеркнуть, что лейтмотив рассказа «Асколон- ский злодей»—всеми силами противиться союзу власти и капитала, вплоть до физического истребления особенно не навистных его представителей. Итак, сравнительный анализ народных рассказов Н. С- Лескова и Л. Н. Толстого показывает, что И. С. Лесков по многим вопросам — важно подчеркнуть, по основным воп росам— не соглашался с Л. Н. Толстым, а его художест венные принципы были прямо противоположны толстов ским. Интересно отметить, что художественная сторона рас сказов Н. С. Лескова всегда не нравилась Л. Н. Толсто му, он порицал их за чрезмерную художественность.* Н. С. 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=