ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Лесков для раскрытия внутреннего мира героя, его убежденности, для доказательства его правоты использует столкновение различных точек зрения, характеров, даже общественных сил. Так, явно противопоставлены друг другу Ермий и Пам фалон, долгое время идет борьба между Зеноном и Нефо- рой; в рассказе «Невинный Пруденций» все селение об­ суждает предстоящую свадьбу Пруденция и Мелиты, при­ чем даны две точки зрения,— плотская, земная и духовная, запрещающая любовь, брак и т. п. В рассказах Лескова звучит буквально хор голосов, при­ чем автор выделяет, в конце концов, какой-либо один (го­ лос матери Пруденция, пришедшей в восторг от близнецов, родившихся у Пруденция и Маремы, голос Памфалона, го­ лос Герасима, голос Зенона и т. д.). Такое изображение событий привело Н. С- Лескова к изображению борьбы двух лагерей, двух миров — мира зла и мира добра (особенно в рассказах «Гора» и «Аскалонский злодей»). Герой Лескова действует в окружении живых людей, участвующих в развитии действия, поэтому писателю неза­ чем было прибегать к образам чертей, ангелов и архан­ гелов. При сравнении рассказов Л. Н. Толстого и Н. С. Леско­ ва становится ясным, что первый избегает развернутых ха­ рактеристик своих героев, пейзажных и“бытовых зарисовок. Он как будто писал об условных людях, живущих в услов­ ной обстановке. На примере рассказа «Два брата и золо­ то» это уже рассматривалось. Вот какой вывод делает Л. М. Мышковекая: «...упор в этих рассказах делается не на создание образов с очерченной индивидуальной физиономией, а на цепь событий»...38. Лесков же дает подробный, яркий портрет героя, описы­ вает не менее ярко окружающую его обстановку, да и пей­ заж у него содействует раскрытию образов. Вот, например, как описан дом Зенона: «...в чаще кустов стоял белый домик, и на нем, как живой, медный аист на белом фронтоне. Вокруг было все тихо; синее не­ бо расстилалось, как ровно покрытый шатер, солнце горело, в воздухе стоял зной; на белом карнизе рядком сидели и пели чер­ ные дрозды. Вокруг дома было множество лилии и роз, а у са­ мых стен и у белого мраморного порога лежали целые пласты зе­ леного диорита. Здесь было свежо, тихо н целомудренно: здесь жил художник» 39. Это является в рассказе своеобразной прелюдией к по­ вествованию о прекрасном душой и телом художнике Зе­ ноне. 251

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=