ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Интересен рассказ «Два старика». Его герой Елисей сде­ лал доброе дело — спас семью от вымирания, но после это­ го удалился на пасеку, стыдится, пугается, когда Ефим на­ поминает ему о его поступке. Получается, что действительно рассказ построен на пе­ редаче поступков, действий героя, но только до «очищения»^ его, до того, как он осознал смысл жизни. Толстой обры­ вает действие в народных рассказах именно в этой точке. Безусловно сила примера велика в рассказах Л. И. Тол­ стого, по она была бы еще больше, если бы он дерзнул по­ казать сознательную деятельность своего героя. Художест­ венная задача Н. С. Лескова совершенно иная. Он нигде не изображает, как «очищается» его герой, а дает осознан­ ное действие человека, который знает, что смысл жизни в служении людям. Это наблюдение не противоречит идейно­ му содержанию лесковской статьи «О рожне». Более того, Лесков заставляет отшельника изменить об­ раз жизни, пойти к людям и быть им полезным («столп­ ник», т. е. отшельник, живший на столпе, пошел коз пасти (подчерк, мною.— Л. J1.), т. к. осознал всю бессмыслен­ ность «стояния на столпе»). В рассказе «Скоморох Памфалон» EI. С. Лесков бук-' вально развенчивает любимого героя Л. Н. Толстого. Нель­ зя не видеть полемического задора в этом рассказе. Герой Лескова, движимый активной, а не созерцательной лю­ бовью к людям, всегда идет к ним па помощь. В этом отношении особенно знаменательно поведение златокузнеца Зенона, в трудную минуту возглавившего оби­ жаемых и притесняемых людей («Гора») 37. Другой герой— Памфалон — всю свою жизнь отдал людям. Но мало того, что Лесков изображает своего героя в окружении людей, это окружение не пассивно. Лесков любит в своих рассказах массовые сцены. Он изображает массу перед приходом Зенона и во время его появления. Масса в его рассказах не просто фон для раз­ вития действия, она изображается как сила, поддерживаю­ щая героя или осуждающая его, или как что-то большое, грозное, но темное, легко поддающееся на провокации, нуж­ дающееся в твердом руководителе. Именно таким руководи­ телем становится Зенон («Гора»). В «Асколонском злодее» масса выступает в двух ролях: с одной стороны, это темная сила, осуждающая Тению, с другой — поддерживающая и ободряющая Тению. В конце рассказа Лесков изображает всю массу уже понявшей Те­ нию. У Лескова, таким образом, масса показывается в развитии. Особенно велико влияние массы в ^«Скоморохе Памфалоне», в тот момент, когда Памфалон передает Ер- мню мнение народа об уходе последнего из Дамаска. 250

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=