ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Интересен рассказ «Два старика». Его герой Елисей сде лал доброе дело — спас семью от вымирания, но после это го удалился на пасеку, стыдится, пугается, когда Ефим на поминает ему о его поступке. Получается, что действительно рассказ построен на пе редаче поступков, действий героя, но только до «очищения»^ его, до того, как он осознал смысл жизни. Толстой обры вает действие в народных рассказах именно в этой точке. Безусловно сила примера велика в рассказах Л. И. Тол стого, по она была бы еще больше, если бы он дерзнул по казать сознательную деятельность своего героя. Художест венная задача Н. С. Лескова совершенно иная. Он нигде не изображает, как «очищается» его герой, а дает осознан ное действие человека, который знает, что смысл жизни в служении людям. Это наблюдение не противоречит идейно му содержанию лесковской статьи «О рожне». Более того, Лесков заставляет отшельника изменить об раз жизни, пойти к людям и быть им полезным («столп ник», т. е. отшельник, живший на столпе, пошел коз пасти (подчерк, мною.— Л. J1.), т. к. осознал всю бессмыслен ность «стояния на столпе»). В рассказе «Скоморох Памфалон» EI. С. Лесков бук-' вально развенчивает любимого героя Л. Н. Толстого. Нель зя не видеть полемического задора в этом рассказе. Герой Лескова, движимый активной, а не созерцательной лю бовью к людям, всегда идет к ним па помощь. В этом отношении особенно знаменательно поведение златокузнеца Зенона, в трудную минуту возглавившего оби жаемых и притесняемых людей («Гора») 37. Другой герой— Памфалон — всю свою жизнь отдал людям. Но мало того, что Лесков изображает своего героя в окружении людей, это окружение не пассивно. Лесков любит в своих рассказах массовые сцены. Он изображает массу перед приходом Зенона и во время его появления. Масса в его рассказах не просто фон для раз вития действия, она изображается как сила, поддерживаю щая героя или осуждающая его, или как что-то большое, грозное, но темное, легко поддающееся на провокации, нуж дающееся в твердом руководителе. Именно таким руководи телем становится Зенон («Гора»). В «Асколонском злодее» масса выступает в двух ролях: с одной стороны, это темная сила, осуждающая Тению, с другой — поддерживающая и ободряющая Тению. В конце рассказа Лесков изображает всю массу уже понявшей Те нию. У Лескова, таким образом, масса показывается в развитии. Особенно велико влияние массы в ^«Скоморохе Памфалоне», в тот момент, когда Памфалон передает Ер- мню мнение народа об уходе последнего из Дамаска. 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=