ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

И наконец можно сослаться на отзыв цензора об этих рассказах Лескова: «Особенная осмотрительность требуется от читателя при чте­ нии страниц, посвященных изображению жития древнехристиан­ ских борцов духа, отшельников, монахов, противопоставленных (подч, мною.— A. JI.) нашему духовенству» 84. Следовательно, Лесков, используя отвлеченные пролож- ные сюжеты, наполнял их конкретным, злободневным ма­ териалом; в этом смысле он шел вразрез с Л. Н. Тол­ стым. Этот вывод подтверждает и тот факт, что именно за зло- бодневнобть ценил Лесков произведения Флобера «Иродиа- да» и «Искушение святого Антония»: «Это буквально был. вспрыск свежей струи из-под седого, мхом обросшего кам­ ня. Одни qpaBnenHH Иоанна с придворными проповедника­ ми нашего времени как ожгли глаза всем, кто захотел в это всмотреться» 35. Разумеется, это и было целью самого Лескова — «срав­ нением ожечь глаза» (подч. мною. — А. Л.). Второй особенностью рассказов Н. С. Лескова является их большая убедительность. Это происходит оттого, что Лесков пишет «со стороны чувства», «сердца», в то время, как у Л. Н. Толстого больше умозрительности, прямоли­ нейности, больше голого морализирования. Но разберемся в этом конкретнее. У Н. С. Лескова более глубокая и раз­ носторонняя разработка типов. Любимым героем Л. Н. Толстого является мудрый ста­ рец, >кивущий вдали от людей, чтобы быть ближе к богу; такое «промежуточное» состояние нужно, по мнению Л. Н. Толстого, для того, чтобы понять истинный смысл жизни. Таков его герой в рассказе «Крестник». Рассказ должен, быть назван центральным в системе его народных расска­ зов, так как в нем наиболее полно выражен смысл учения о непротивлении. Даже в том случае, когда речь идет о деревне, Толстой отдаляет своего героя от людей («Упу­ стишь огонь — не потушишь»: старик-отец «от удушья седь­ мой год на печи лежал»36). Иногда, следуя Евангелию («Будьте как дети»), Л. Н. Толстой в качестве примера для подражания изображает поступки .детей («Девчонки умнее стариков»). Обычно герой Л. Н. Толстого или занят искуплением своих грехов («Крестник», «Два брата и золото») или спо­ койно доживает свой век («Упустишь огонь — не поту­ шишь»). Его герою присущи пассивность, аскетизм, отказ от радостей жизни и т. д. Не случайно Л. Н. Толстой в своих рассказах начал пропагандировать теорию «трех ар- шинов земли» («Много ли человеку земли нужно?»,. «Ильяс»). 249

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=