ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
И наконец можно сослаться на отзыв цензора об этих рассказах Лескова: «Особенная осмотрительность требуется от читателя при чте нии страниц, посвященных изображению жития древнехристиан ских борцов духа, отшельников, монахов, противопоставленных (подч, мною.— A. JI.) нашему духовенству» 84. Следовательно, Лесков, используя отвлеченные пролож- ные сюжеты, наполнял их конкретным, злободневным ма териалом; в этом смысле он шел вразрез с Л. Н. Тол стым. Этот вывод подтверждает и тот факт, что именно за зло- бодневнобть ценил Лесков произведения Флобера «Иродиа- да» и «Искушение святого Антония»: «Это буквально был. вспрыск свежей струи из-под седого, мхом обросшего кам ня. Одни qpaBnenHH Иоанна с придворными проповедника ми нашего времени как ожгли глаза всем, кто захотел в это всмотреться» 35. Разумеется, это и было целью самого Лескова — «срав нением ожечь глаза» (подч. мною. — А. Л.). Второй особенностью рассказов Н. С. Лескова является их большая убедительность. Это происходит оттого, что Лесков пишет «со стороны чувства», «сердца», в то время, как у Л. Н. Толстого больше умозрительности, прямоли нейности, больше голого морализирования. Но разберемся в этом конкретнее. У Н. С. Лескова более глубокая и раз носторонняя разработка типов. Любимым героем Л. Н. Толстого является мудрый ста рец, >кивущий вдали от людей, чтобы быть ближе к богу; такое «промежуточное» состояние нужно, по мнению Л. Н. Толстого, для того, чтобы понять истинный смысл жизни. Таков его герой в рассказе «Крестник». Рассказ должен, быть назван центральным в системе его народных расска зов, так как в нем наиболее полно выражен смысл учения о непротивлении. Даже в том случае, когда речь идет о деревне, Толстой отдаляет своего героя от людей («Упу стишь огонь — не потушишь»: старик-отец «от удушья седь мой год на печи лежал»36). Иногда, следуя Евангелию («Будьте как дети»), Л. Н. Толстой в качестве примера для подражания изображает поступки .детей («Девчонки умнее стариков»). Обычно герой Л. Н. Толстого или занят искуплением своих грехов («Крестник», «Два брата и золото») или спо койно доживает свой век («Упустишь огонь — не поту шишь»). Его герою присущи пассивность, аскетизм, отказ от радостей жизни и т. д. Не случайно Л. Н. Толстой в своих рассказах начал пропагандировать теорию «трех ар- шинов земли» («Много ли человеку земли нужно?»,. «Ильяс»). 249
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=