ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Народный рассказ в данном случае отвечал всем требо­ ваниям. Л. М. Мышковская так и пишет: «Само тяготение Толстого к нравоучительным народным ска­ заниям, легендам и притчам совершенно понятно, ибо простота сюжета и привычная заложенная в них сентенция были чрезвы­ чайно родственны дидактическим тенденциям Толстого,— они об легчали его задачу» 23. Лесков в 70-х годах обратился к жанру рассказа по тем же причинам. Hq, он обратился к нему не под влиянием Л. Н. Толсто­ го, а вполне самостоятельно. Во-первых, рассказы с нравоучительными сентенциями у Лескова появились уже в 1874 году- Во-вторых, в статье «Жития как литературный источ­ ник» Лесков писал в 1882 году: «Жития читали Пушкин, Герцен (Искандер), Костомаров, Достоевский и, по слухая (подч. мною. — A. Л.) ими же усерднее всех вышеупомяну­ тых занимается граф Лев Н. Толстой. Если последнее спра­ ведливо (подч. мною. — А. Л.), то от этого можно ожидать многого»24. Следовательно, к моменту публикования этой статьи Лесков не встречал ни одной вещи Л. Н. Толстого- па религиозно-моральную тему. В-третьих, сам Лесков в это время уже опубликовал1 рассказ «Христос в гостя* у мужика» (январь 1881 г.), в котором очень сильно звучит идея всепрощения, идея люб­ ви ’к людям, идея следования учению Христа и т. д.: «По­ ка ты зло помнишь — зло живо, а пусть оно умрет, тогда и душа твоя в покое жить станет» 25- Еще определеннее Лесков высказался в заключитель­ ных строках рассказа: «Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рож­ денного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть та­ кими яслями, если оно исполнит заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевших вас». Христос придет в это сердце, как. в убранную горницу, и сотворит там себе обитель. «Ей, гряди, Господи; ей, гряди скоро!»26. В-четвертых, Л. Н. Толстой только в январе 1881 года задумал свой первый рассказ. Кроме того, к январю 1881 г. ни одна из работ его на религиозную тему не увидела све­ та. Следовательно, влияние Л. И. Толстого на Н. С. Лес­ кова, как определяющее влияние и в идейном, и в художе­ ственном плане, исключается. Можно говорить даже о том, что рассказ П. С. Леско­ ва «Христос в гостях у мужика» предваряет подобные рас­ сказы Л. И. Толстого. Попутно можно заметить, что рас­ сказ этот '-•"ень понравился Толстому- 245

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=