ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

на земле. Известно, что Лесков категорически отвергал ре­ волюционный путь развития. Итак, Н^С. Лесков пережил приблизительно ту же идейную эволюцию, что и Л. И. Толстой, но независимо от него и началась она у него раньше, чем у Л. Н. Толстого- «Художественную проповедь» Н. С. Лесков начал тоже раньше; уже в духе морально-тенденциозном написаны были в 1874 г. «Павлин», в 1875 «На краю света», в 1876 г. «Пигмей», в 1879 г. «Однодум». Толстой же над вопросами религиозного порядка вплот ную задумался с конца 1870-х годов. Н. Н. Ардене 19 назы­ вает точную дату — конец 1879 года, те же сроки указы­ вает Н. Н. Гусев20. У Л. Н. Толстого идея преобразования общества связа­ на с этих пор тоже с идеей распространения, пропаганды христианских принципов морали среди крестьянства. Короче говоря, во взглядах на общество, на его «устои», на пути его преобразования Лесков и Толстой глубоко сов­ падали, но к выводам они пришли каждый своей дорогой, независимо друг от друга. Но Л. И. Толстой представлял собой силу большую, чем Н. С. Лесков, и последний, так сказать, добровольно перешел в его лагерь. Сам Лесков изобразил этот переход так: «Он уяснил мне множество драгоценных вопросов, которые я сам решал довольно близко к его решениям, но не верил в до­ стоинство своих, решений и притом у меня они выходили смутны, у него мне все стало ясно» 21. В 80-е годы XIX века Лесков выступает как защитник и пропагандист учения Л. Н. Толстого. Надо отметить, что Лесков вовсе не считал ученье Тол­ стого оригинальным. В статье «Ошибки и погрешности в суждениях о гр. Л. Толстом» он ставит Л. Н. Толстого в один ряд с ра­ нее жившими подобного рода еретиками, которые тоже из­ лагали свое понимание учения Христу, писали свои «кит радки». Он пишет: «Как религиозный мыслитель граф Л. Н. имеет в его нынешнем настроении непрерывный ряд предшественников, и он в ряду их только умнее и талантливее других и искренне до­ говаривает свои мысли до последнего слова». Само учение он определил как христианский практи­ цизм, а Л. Н. Толстого назвал «практиком и даже благо- вестником, полным радостного и бодрого духа» 22. Так как новое учение оформилось, встал вопрос о фор­ ме, в которой следовало его пропагандировать. 244

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=