ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Противоречивость исследовательских работ, высказыва­ ния Л. Н. Толстого и Н. С. Лескова, новые и малоизвест­ ные материалы заставляют еще раз обратиться к проблеме отношений двух писателей нашей литературы. В так называемых «народных рассказах» Лесков (по общему заключению) наиболее близок Толстому. Действи­ тельно, очень многое в рассказах сближает их, но многое и разделяет. Народные рассказы и связанные с ними дру­ гие материалы дадут возможность конкретно разобраться в существе вопроса, помогут уяснить творческие индивиду­ альности каждого из художников и обнаружить, в каком смысле и где именно Лесков «совпадал» с Толстым. II Обращение Л. Н. Толстого и Н. С. Лескова к жанру на­ родного рассказа имеет общую первопричину. Н. С. Лесков (как и Толстой) после реформы 1861 го­ да увидел, что в России «все переворотилось». Он считал, что ни дворянство, ни разночинская интеллигенция не со­ ставляли той силы, которая двинула бы Россию вперед. На­ род, т. е. крестьянство, по его мнению, был настолько те- мен, непросвещен, что не в состоянии разобраться в проис­ ходящих событиях. Но в период, когда «все перевернулось», должна же быть сила, которая установила бы равновесие. Сначала (до 1872 г.) Лесков видел эту силу в право­ славной церкви, потом он увидел его в пароде (рассказ «Очарованный странник», 1872 год), а в 1875 году он пи­ сал П. Щебольскому, что хотелось бы «написать русского еретика — умного, начитанного и свободомысленного ду­ ховного христианина, прошедшего все колебания ради ис­ кания истины христовой и нашедшего ее только в душе своей» 17. 7 января 1889 г. в письме к П. Бирюкову он со­ общает, что его идеалом остается крестьянин (мелкий зем­ левладелец), но «с хорошим христианским настроением»18. В 1879 г. Лесков публикует рассказ «Однодум». Глав­ ный герой его — Рыжов — стал праведником, в лесковском смысле слова, благодаря следованию заветам Библии. Это была уже декларация новой позиции, новых обще­ ственных взглядов. Таким образом, у Лескова в проблеме преобразования общества слились проблема народа и проблема влияния ре­ лигиозной морали. Народ надо просветить в духе христиан­ ских, точнее — евангелистических принципов нравственности (не церковных — ибо Лескову ясно было, насколько далеко ушли современные попы от ранней христианской морали) и тогда будет возможно построение справедливого общества IG* 243

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=