ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Противоречивость исследовательских работ, высказыва ния Л. Н. Толстого и Н. С. Лескова, новые и малоизвест ные материалы заставляют еще раз обратиться к проблеме отношений двух писателей нашей литературы. В так называемых «народных рассказах» Лесков (по общему заключению) наиболее близок Толстому. Действи тельно, очень многое в рассказах сближает их, но многое и разделяет. Народные рассказы и связанные с ними дру гие материалы дадут возможность конкретно разобраться в существе вопроса, помогут уяснить творческие индивиду альности каждого из художников и обнаружить, в каком смысле и где именно Лесков «совпадал» с Толстым. II Обращение Л. Н. Толстого и Н. С. Лескова к жанру на родного рассказа имеет общую первопричину. Н. С. Лесков (как и Толстой) после реформы 1861 го да увидел, что в России «все переворотилось». Он считал, что ни дворянство, ни разночинская интеллигенция не со ставляли той силы, которая двинула бы Россию вперед. На род, т. е. крестьянство, по его мнению, был настолько те- мен, непросвещен, что не в состоянии разобраться в проис ходящих событиях. Но в период, когда «все перевернулось», должна же быть сила, которая установила бы равновесие. Сначала (до 1872 г.) Лесков видел эту силу в право славной церкви, потом он увидел его в пароде (рассказ «Очарованный странник», 1872 год), а в 1875 году он пи сал П. Щебольскому, что хотелось бы «написать русского еретика — умного, начитанного и свободомысленного ду ховного христианина, прошедшего все колебания ради ис кания истины христовой и нашедшего ее только в душе своей» 17. 7 января 1889 г. в письме к П. Бирюкову он со общает, что его идеалом остается крестьянин (мелкий зем левладелец), но «с хорошим христианским настроением»18. В 1879 г. Лесков публикует рассказ «Однодум». Глав ный герой его — Рыжов — стал праведником, в лесковском смысле слова, благодаря следованию заветам Библии. Это была уже декларация новой позиции, новых обще ственных взглядов. Таким образом, у Лескова в проблеме преобразования общества слились проблема народа и проблема влияния ре лигиозной морали. Народ надо просветить в духе христиан ских, точнее — евангелистических принципов нравственности (не церковных — ибо Лескову ясно было, насколько далеко ушли современные попы от ранней христианской морали) и тогда будет возможно построение справедливого общества IG* 243
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=