ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

незаметный, остроносый мужичок, лет 50-ти, начал не столь­ ко говорить, сколько спрашивать...», «...молодой малый в синей поддевке тоже, видно, понял и вступил в разговор...», «...сказал один еще не старый мужик с блестящими глаза­ ми и белыми, как лен, волосами...»22 и т. д. и т. п. Приведенные примеры авторских исправлений достаточ­ но красноречивы. И они наглядно свидетельствуют, что «предметный» принцип в изображении человека (применяя, понятно, этот толстовский термин условно), так же как и принцип «теневой» в другом случае, проводится Толстым сознательно и достаточно последовательно. Рисуя самую неприятную в личном плане арестантку, какое-нибудь эпизодическое лицо, вроде садовника или пе­ ревозчика — уже не говоря о симпатичных автору мужиках из нехлюдовских деревень, о Тарасе, Федосье и пр. — Тол­ стой оказывается в некотором смысле более щедрым, неже­ ли даже в обрисовке главного героя «Воскресения» Нехлю­ дова. Чисто индивидуальные портретные признаки Нехлюдо­ ва остаются почти неизвестными для читателя: ему не зна­ комы ни черты его лица, ни выражение, ни цвет его глаз, ни какие-либо другие сугубо личные его внешние приметы. Совершенно в иной манере, принципиально по-иному пода­ ны Толстым крестьяне, арестанты, все те персонажи рома­ на, с изображением внешнего облика которых мы только что познакомились. Они-то определенно «личные», они оп­ ределенно, в самом глубоком и положительном смысле вос­ принимаются как индивидуальности. Черты лица, выражение и цвет глаз, все то, что мало интересовало Толстого в связи с Нехлюдовым и людьми его круга, теперь становится для него и интересным и важ­ ным. Даже «волосатая бородавка» на щеке Кораблевой и та замечена им. Изобразительные средства, с помощью которых рисуется портрет, обретают новые качества: много­ сторонность, яркость окраски. Заполненность языковых эле­ ментов социальным содержанием, прямая целенаправлен­ ность, оцепочность делаются уже не обязательным)!. Вместо прямо и резко социально определяющих, однообразных: «сытое тело», «толстая шея», «жирный», «дорогой», «велико­ лепный» и пр. — наблюдаются по-новому и разнообразно окрашенные: «насупленная», «морщинистая», «высокая», «сильная», «курносая» «черноватая», «белая», «румяная», «миловидная», «большая», «грузная», «статная», «очень красивая» и пр., и пр. Автор «Воскресения» своими художественными средст­ вами, своим методом изображения людей определенно на­ чинает напоминать автора «Войны и мира», автора «Анны Карениной». Но только внешним образом. Для Толстого до кризиса в его мировоззрении своеобразное, неповторимое интересно было едва ли не в каждом человеке, независимо 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=