ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
ка Жизнь для других становится для Каренина в момент болезни Анны свободным влечением, естественной склонно- стью._ Добро предписывается ему не сознанием отвлеченно го долга, а потребностью высшего нравственного чувства удовлетворение которого сопровождается эмоциями радости и умиления: «ом вдруг почувствовал, что то, что он считал душевным расстройством, было, напротив, блаженное со стояние души, давшее ему вдруг новое, никогда неиспытан ное им счастье» (18, 434). Толстого интересует преобладание эгоистических или альтруистических импульсов в поведении, естественность или искусственность душевных движений 16. Любовь к дру гим, по мнению Толстого, должна быть следствием душев ного непосредственного порыва, а не результатом решении холодного разума. Мистически настроенный Каренин после разрыва с Анной и под влиянием Лидии Ивановны утратил эту чистоту и непосредственность нравственного чувства, сде лавшись сторонником нового объяснения христианского уче ния, которое распространилось тогда в Петербурге. Алексей Александрович «знал, что когда он, вовсе не думая о том, что его прощение есть действие высшей силы, отдался этому непосредственному чувству, он испытал больше счастья, чем когда он, как теперь, каждую минуту думал, что в его душе живет Христос и что, подписывая бумаги, он исполняет Его волю» (19, 82). Идею отвлеченного формального нравственного долга в показе Толстого разделяют люди мелко рассудочные, с крайне суженными эмоциональными возможностями. Так, Сергей Иванович Кознышев с его «методическим умом» всю жизнь подчинил долгу, он живет не для себя. Константин Левин, выражая точку зрения писателя, догадывается, что к этой идее долга брат и люди подобные ему, пришли в ре зультате равнодушия к жизни, простых рассудочных сооб ражений, а не в результате страстного сосредоточенного из брания единственного пути: «не сердцем были приведены к этой любви к общему благу, но умом рассудили, что зани маться этим хорошо, и только потому занимались этим». (19, 253). В этом служении «общему благу» не было стра сти, взволнованного сердечного участия, личного интереса. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Поли. собр. соч., т. III, М., 1947, отр. 422. 2. И. С. Ту р г е н е в . Собр. соч., т. VI, М., 1955, ГИХЛ, стр. 129—130. В дальнейшем все ссылки в тексте на соч. Тургенева даются по этому изданию. 3. Н. Н. Гу с ев , Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 гг., М., 1957, стр. 90. 4. Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Поли. собр. соч., т. III, стр. 427 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=