ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

ка Жизнь для других становится для Каренина в момент болезни Анны свободным влечением, естественной склонно- стью._ Добро предписывается ему не сознанием отвлеченно­ го долга, а потребностью высшего нравственного чувства удовлетворение которого сопровождается эмоциями радости и умиления: «ом вдруг почувствовал, что то, что он считал душевным расстройством, было, напротив, блаженное со­ стояние души, давшее ему вдруг новое, никогда неиспытан­ ное им счастье» (18, 434). Толстого интересует преобладание эгоистических или альтруистических импульсов в поведении, естественность или искусственность душевных движений 16. Любовь к дру­ гим, по мнению Толстого, должна быть следствием душев­ ного непосредственного порыва, а не результатом решении холодного разума. Мистически настроенный Каренин после разрыва с Анной и под влиянием Лидии Ивановны утратил эту чистоту и непосредственность нравственного чувства, сде­ лавшись сторонником нового объяснения христианского уче­ ния, которое распространилось тогда в Петербурге. Алексей Александрович «знал, что когда он, вовсе не думая о том, что его прощение есть действие высшей силы, отдался этому непосредственному чувству, он испытал больше счастья, чем когда он, как теперь, каждую минуту думал, что в его душе живет Христос и что, подписывая бумаги, он исполняет Его волю» (19, 82). Идею отвлеченного формального нравственного долга в показе Толстого разделяют люди мелко рассудочные, с крайне суженными эмоциональными возможностями. Так, Сергей Иванович Кознышев с его «методическим умом» всю жизнь подчинил долгу, он живет не для себя. Константин Левин, выражая точку зрения писателя, догадывается, что к этой идее долга брат и люди подобные ему, пришли в ре­ зультате равнодушия к жизни, простых рассудочных сооб­ ражений, а не в результате страстного сосредоточенного из­ брания единственного пути: «не сердцем были приведены к этой любви к общему благу, но умом рассудили, что зани­ маться этим хорошо, и только потому занимались этим». (19, 253). В этом служении «общему благу» не было стра­ сти, взволнованного сердечного участия, личного интереса. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Поли. собр. соч., т. III, М., 1947, отр. 422. 2. И. С. Ту р г е н е в . Собр. соч., т. VI, М., 1955, ГИХЛ, стр. 129—130. В дальнейшем все ссылки в тексте на соч. Тургенева даются по этому изданию. 3. Н. Н. Гу с ев , Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 гг., М., 1957, стр. 90. 4. Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Поли. собр. соч., т. III, стр. 427 239

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=