ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
хологическую драму. Тургенев строит весь роман на смене психологических состояний Лизы и Лаврецкого. Светлая, чистая любовь сменяется непродолжительной хотя и мучи тельной внутренней борьбой, которая завершается победой нравственного сознания. Лиза живет четко выраженным сознанием нравственного долга и поэтому, несмотря на си лу личного чувства, она обнаруживает изумительную нрав ственную волю в своем поведении В отличие от Лизы, у Анны все смешалось. Сложная противоречивость чувств, чаще всего объединяющихся в одном моменте пережива ний, мешает ей быть прямолинейно решительной и последо вательной. Голос нравственного чувства заглушается у нее, во-первых, силою естественных влечений к личному счастью и, главное, сознанием своего права на жизнь сердца. Стре мясь освободиться от лицемерия в интимно-личной сфере и этим самым выступая против нравственной лжи светского общества, Анна вместе с тем в самой себе ощущает протест нравственных сил против эгоизма страсти. Сложная проти воречивость переживаний не мешает ей понимать правду нравственного чувства, но исключает возможность строить свое поведение в соответствии с ним. Она, в отличие от Лизы Калитиной, не может совершить „насилия над живой жизнью даже во имя высшей нравственной истины: ее за хватила власть жизненных естественных влечений. Но в си лу нравственной отзывчивости она не может бездумно от даться страсти и поэтому становится трагическим лицом. Для нее нет выхода из борьбы ' противоположных начал: естественного и нравственного. Если для Тургенева нравственное — это проявление ра зума, то для Толстого нравственное — это движение не посредственного чувства. Ему в 70-е годы была чужда идея отвлеченного нравственного долга, реализация которого ни когда не сопровождается состоянием светлой радости и бла женства. Этика Толстого, хотя и перекликается с некоторы ми положениями этики Канта, отлична от последней. Г1о Толстому, знание нравственной истины, являющееся при рожденным внутренним голосом, ставит человека на путь высочайшего удовлетворения, блаженства бескорыстной любви. По Канту, лишь то действие будет моральным, кото рое совершается вопреки естественной склонности, из одного лишь уважения к нравственному закону, который, будучи формальным, приобретает тем самым всеобщее, необходимое значение. Добро понималось Толстым как естественное влечение человеческой личности. Поскольку законы добра предписа ны самой природой человека, они естественны. Толстой при нимает только ту способность жертвовать собой, в которой нет ничего искусственного, надуманного, идущего от рассуд 238
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=