ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
IV В своем романе «Дворянское гнездо» Тургенев изобра жает такую жизненную ситуацию, которая характеризуется несогласованностью счастья и долга, антагонизмом нравст венного сознания и естественного влечения. Он призывает к суровому исполнению нравственного закона, который в дан ном случае осуществляется в борьбе с натурой человека•* Тургеневское принятие идеи отречения подтверждается не только всем содержанием романа, но и следующим заявле нием, сделанным в письме к графине Ламберт: «Надо те перь приучиться к настоящему жертвованию собой, не к то му, ю котором мы так много говорим в молодости и которое представляется нам в образе любви, т. е. все-таки наслаж дения, а к тому, которое ничего не дает личности, кроме разве чувства исполненного долга, и заметьте — чувства су хого и холодного, без всякой примеси восторженности или увлечения» 15. Отречение от естественных влечений сопровождается чувством исполненного долга, сухим и холодным, лишенным трепета живой жизни. В этом убеждает нас сцена безмолв ной встречи Лизы и Лаврецкого в церкви: «А что же ста лось потом с Лаврецким? С Лизой? Но что сказать о лю дях, еще живых, но уже сошедших с земного поприща, за чем возвращаться к ним? Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза,— увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко ми мо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой мо нахини— и пе взглянула на него; только ресницы обращен ного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже на-' клонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались- друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто ска жет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо» (П, 306—307). В этой пластически нарисованной картине показана страдаю щая Лиза, подавленная суровым нравственным законом, а не озаренная светом нравственного удовлетворения, ра достью душевной гармонии. Она проходит мимо нас с глу хой тоской. С Тургеневым Толстого объединяет признание, что стремление к счастью любви — непреодолимая естествен ная потребность человеческой личности, при некоторых жиз ненных обстоятельствах вступает в противоречие с ее нрав ственным сознанием. Но Толстой далек от тургеневской идеи отречения, идеи абсолютного нравственного долга. Своеобразие идейно-философской, этической позиции каж дого из писателей сказалось и в личности героини, в отно шении к ней, в нравственной реакции на ее социально-пси- 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=