ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

IV В своем романе «Дворянское гнездо» Тургенев изобра­ жает такую жизненную ситуацию, которая характеризуется несогласованностью счастья и долга, антагонизмом нравст­ венного сознания и естественного влечения. Он призывает к суровому исполнению нравственного закона, который в дан­ ном случае осуществляется в борьбе с натурой человека•* Тургеневское принятие идеи отречения подтверждается не только всем содержанием романа, но и следующим заявле­ нием, сделанным в письме к графине Ламберт: «Надо те­ перь приучиться к настоящему жертвованию собой, не к то­ му, ю котором мы так много говорим в молодости и которое представляется нам в образе любви, т. е. все-таки наслаж­ дения, а к тому, которое ничего не дает личности, кроме разве чувства исполненного долга, и заметьте — чувства су­ хого и холодного, без всякой примеси восторженности или увлечения» 15. Отречение от естественных влечений сопровождается чувством исполненного долга, сухим и холодным, лишенным трепета живой жизни. В этом убеждает нас сцена безмолв­ ной встречи Лизы и Лаврецкого в церкви: «А что же ста­ лось потом с Лаврецким? С Лизой? Но что сказать о лю­ дях, еще живых, но уже сошедших с земного поприща, за­ чем возвращаться к ним? Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза,— увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко ми­ мо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой мо­ нахини— и пе взглянула на него; только ресницы обращен­ ного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже на-' клонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались- друг к другу. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто ска­ жет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо» (П, 306—307). В этой пластически нарисованной картине показана страдаю­ щая Лиза, подавленная суровым нравственным законом, а не озаренная светом нравственного удовлетворения, ра достью душевной гармонии. Она проходит мимо нас с глу­ хой тоской. С Тургеневым Толстого объединяет признание, что стремление к счастью любви — непреодолимая естествен­ ная потребность человеческой личности, при некоторых жиз­ ненных обстоятельствах вступает в противоречие с ее нрав­ ственным сознанием. Но Толстой далек от тургеневской идеи отречения, идеи абсолютного нравственного долга. Своеобразие идейно-философской, этической позиции каж­ дого из писателей сказалось и в личности героини, в отно­ шении к ней, в нравственной реакции на ее социально-пси- 237

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=