ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
заявление брата, что «развод развязывает все» она «ничего не отвечала и отрицательно покачала своею остриженною головой- Но по выражению вдруг просиявшего прежнею кра сотой лица он видел, что ока не желала этого только пото му, что это казалось ей невозможным счастьем» (18, 450). Толстой изображает психологическую невозможность со хранения семейных отношений Карениных, как нечеловече ских, противоестественных. Безлюбовная семья, согласно убеждению Толстого, противна самой природе человека. Изображается неизбежность, необходимость разрыва семьи Карениных, как союза, оскорбляющего правду естественного чувства. Но вместе с тем Толстой глубоко был убежден, что разрушение семьи связано с нарушением нравственного за кона жизни. Это подтверждается также эпизодом свидания Степана Аркадьича Облонского с Карениным после бо лезни Анны. Обратившись к униженному и страдающему Каренину с предложением развода, он почувствовал «не привычную робость». «Чувство это было так неожиданно и странно, что Степан Аркадьич не поверил, что это был голос совести, говоривший ему, что дурно то, что он был на мерен делать. Степан Аркадьич сделал над собой усилие и поборол нашедшую на него робость» (18, 451). Автор от себя разъясняет психологическое состояние героя. Внутрен ний голос, решения которого отличаются глубиною и прони цательностью, трактуется автором как подсознательное нравственное чувство, чистый голос совести. Этот внутрен ний голос предостерегает, укоряет и смущает Степана Ар кадьича. Разъясняя смысл внутреннего голоса, Толстой выражает и содержание своей позиции: нравственно он не может принять разрушение семьи ради любви — наслажде ния. Точку зрения автора выражает и следующее раздумье Каренина в той же сцене свидания: «...всего невозможнее казался развод для Алексея Александровича потому, что, согласившись йа развод, он этим самым губил Анну. Ему запало в душу слово, сказанное Дарьей Александровной в Москве о том, что, решаясь на развод, он думает о себе, а не думает, что этим он губит ее безвозвратно» (18, 453). Таким образом, Толстой встал в романе перед лицом не разрешимого противоречия: показав противоестественный характер семьи Карениных и неизбежность ее распада, од новременно он выражает свой нравственный протест против этого распада. Естественное и нравственное для него ока зались взаимно исключающими силами. Борьба этих двух начал и составляет трагедию Анны. «Анна в этот первый период своего освобождения и бы строго выздоровления чувствовала себя непростительно сча стливою и полною радости жизни» (19, 30). Но одновре менно она осуждала себя с нравственных позиций: «Я сде- 235
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=