ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

заявление брата, что «развод развязывает все» она «ничего не отвечала и отрицательно покачала своею остриженною головой- Но по выражению вдруг просиявшего прежнею кра­ сотой лица он видел, что ока не желала этого только пото­ му, что это казалось ей невозможным счастьем» (18, 450). Толстой изображает психологическую невозможность со­ хранения семейных отношений Карениных, как нечеловече­ ских, противоестественных. Безлюбовная семья, согласно убеждению Толстого, противна самой природе человека. Изображается неизбежность, необходимость разрыва семьи Карениных, как союза, оскорбляющего правду естественного чувства. Но вместе с тем Толстой глубоко был убежден, что разрушение семьи связано с нарушением нравственного за­ кона жизни. Это подтверждается также эпизодом свидания Степана Аркадьича Облонского с Карениным после бо­ лезни Анны. Обратившись к униженному и страдающему Каренину с предложением развода, он почувствовал «не­ привычную робость». «Чувство это было так неожиданно и странно, что Степан Аркадьич не поверил, что это был голос совести, говоривший ему, что дурно то, что он был на­ мерен делать. Степан Аркадьич сделал над собой усилие и поборол нашедшую на него робость» (18, 451). Автор от себя разъясняет психологическое состояние героя. Внутрен­ ний голос, решения которого отличаются глубиною и прони­ цательностью, трактуется автором как подсознательное нравственное чувство, чистый голос совести. Этот внутрен­ ний голос предостерегает, укоряет и смущает Степана Ар­ кадьича. Разъясняя смысл внутреннего голоса, Толстой выражает и содержание своей позиции: нравственно он не может принять разрушение семьи ради любви — наслажде­ ния. Точку зрения автора выражает и следующее раздумье Каренина в той же сцене свидания: «...всего невозможнее казался развод для Алексея Александровича потому, что, согласившись йа развод, он этим самым губил Анну. Ему запало в душу слово, сказанное Дарьей Александровной в Москве о том, что, решаясь на развод, он думает о себе, а не думает, что этим он губит ее безвозвратно» (18, 453). Таким образом, Толстой встал в романе перед лицом не­ разрешимого противоречия: показав противоестественный характер семьи Карениных и неизбежность ее распада, од­ новременно он выражает свой нравственный протест против этого распада. Естественное и нравственное для него ока­ зались взаимно исключающими силами. Борьба этих двух начал и составляет трагедию Анны. «Анна в этот первый период своего освобождения и бы­ строго выздоровления чувствовала себя непростительно сча­ стливою и полною радости жизни» (19, 30). Но одновре­ менно она осуждала себя с нравственных позиций: «Я сде- 235

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=