ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
ских людей ...роль человека, приставшего к замужней жен- щ'йпе и во что бы то ни стало положившего свою жизнь на то, чтобы вовлечь ее в прелюбодеянье, что роль эта имеет что-то красивое, величественное и никогда не может быть смешна...» (18, 136). В момент объяснения с мужем Анна «думала о другом, она видела его и чувствовала, как ее сердце при этой мысли наполнялось волнением и преступ ною радостью» (18, 156). Единство самобытного нравственного отношения автора к предмету, «ясное и твердое представление о том, что хорошо и что дурно в жизни» (30, 18—19) выражается в каждом эпизоде романа, а также и в сцене сближения Ан ны и Вронского. Удовлетворенная страсть, показывает Тол стой, в самой себе несет яд внутренней смуты, стыда и сом нения: «Она чувствовала себя столь преступною и винова: тою, что ей оставалось только унижаться и просить проще ния». «Стыд перед духовной наготою своей' давил ее и сооб щался ему», «ниже она опускала свою, когда-то гордую, теперь же постыдную голову» (18, 157). И вместе с тем в той же сцене сказалась и сложность авторской позиции: писатель далеко не расценивает страсть Анны как грубую чувственность, как торжество плотского начала. Автор, на против, подчеркивает сложность душевного состояния Ан ны, которая «не могла выразить словами того чувства сты да, радости и ужаса пред этим вступлением в новую жизнь и не хотела говорить об этом, опошливать это чув ство неточными словами» (18, 158). Одновременно с чувством радости и ужаса Анна и даже Вронский испытывали не только чувство явного стыда, но и беспричинного омерзения к чему-то, нравственной тошно ты: так выражался внутренний нравственный протест, ими не всегда сознаваемый. Сережа одним своим присутствием подтверждал несовместимость их поведения с требованиями высшей нравственности (18, 196). Голос нравственного чув ства звучит и в сцене объяснения Анны с Вронским после скачек: «Она не договорила, чем она была горда. Слезы стыда и отчаяния задушили ее голос- Она остановилась и зарыдала». Вронский почувствовал, «что он виною ее не счастья, что он сделал что-то нехорошее» (18, 334). И все же нельзя согласиться с утверждением Е. Куприя новой, что Анна «видит весь смысл своей неблагополучной жизни в удовлетворении своего стремления к личному, в конечном "счете «плотскому счастью» и падает жертвой его «обмана» и. Стремление Анны любить и быть любимой не расценивается писателем как стремление к чувственному плотскому счастью. Правда, Толстой не идеализирует стра сти, но он и не унижает ее. Он показывает право Анны, как живой женщины, любить и жить, хотя это право на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=