ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
ее на путь нарушения того, что он считает нравственным законом жизни. Почти в каждом эпизоде романа, изображающем со циально-психологическую драму Анны, проявляется проти воречивая сложность позиции Толстого. Задача исследова ния и заключается в стремлении руководить читателем «в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства» (62, 269). Одновременно с пробуждением личного чувства Анна ощущает в себе и нравственный протест. На другой же день после бала Анна, спешно возвращаясь в Петербург, «вспомнила Вронского и его влюбленное покорное лицо, вспомнила свои отношения с ним: ничего не было стыдно го. А вместе с тем на этом самом месте воспоминаний чув ство стыда усиливалось, как будто какой-то внутренний го лос именно тут, когда она вспомнила о Вронском, говорил ей: «тепло, очень тепло, горячо» (18, 107) 13. «Страшная буря рвалась и свистела», когда Анна на платформе случайно встретилась с Вронским. «Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь. Он ска зал то самое, чего желала ее душа, но чего она боялась рас судком» (18, 109). На фоне ночного пейзажа метели ри суется та яркая стихийная внутренняя жизнь, которая несет в себе и красоту чувства и опасность нарушения вечных нравственных истин. Противоположные чувства борются в душе Анны, объединяясь в одном моменте переживаний: «минутный разговор страшно сблизил их; и она была испу гана и счастлива этим». На признание Вронского она отве чает: «Это дурно, что вы говорите...» Но в то же время «неудержимая радость и оживление сияли на ее лице» (18, 109). В сложном состоянии Анны побеждающим остается взволнованная, испуганная радость сближения; вопреки сознательным устремлениям она отдается захватывающему потоку яркой эмоциональной жизни уже в момент возвра щения в Петербург- В ее глазах было «что-то радостное, жгучее и возбуждающее» (18, 110). Почти сразу Анна дается в состоянии зреющего внут реннего конфликта, борьбы нравственного чувства с силь ной жаждой личного счастья. Толстой не лишает Анну пра ва на естественную жизнь сердца, тем более в отношениях с Карениным она испытывала чувство, похожее на состоя ние притворства. И тем не менее она, по мысли Толстого, потеряла себя, потому что глубокую потребность любить она имела возможность удовлетворить лишь на ложном пути. Признавая правду и красоту естественного чувства, Тол стой все же называет эгоистическую страсть Айны и Врон ского «прелюбодеянием». Голос автора ясно выразился в следующем замечании: Вронский знал, что в глазах «свет 232
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=