ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
чаще остаются стихийными порывами. В этом отличие тол стовской героини от тургеневской. У Лизы Калитиной на блюдается ясно выраженное сознание нравственного долга ('.вой естественные влечения Лиза сумела подчинить идее безусловного нравственного закона, хотя она с мучитель ным надрывом расставалась с мечтой о единственно воз можном счастье с Лаврецким. Тургеневский роман выра жает веру в силу и важность разумных устремлений чело веческой личности. Роман Толстого, напротив, раскрывает власть непосредственных естественных влечений, инстинк тивной жизни, а не власть религиозно настроенного разу ма. Однако это торжество естественных влечений омрачает ся чувством нравственной вины и поэтому неизбежно ста новится трагическим. Если Лиза вышла победительницей из очень сложного душевного состояния, обратившись к идее безусловного нравственного долга, то здоровая, полнокров ная, страстная натура Анны берет верх над сознанием нравственной истины: «Она знала вперед, что помощь ре лигии возможна только под условием отречения от того, что составляло для нее весь смысл жизни» (18, 304). Не смотря на протестующее, тонкое и даже трепетное нравст венное чувство, Анна отдается страсти, подчиняясь неумо лимой потребности естественной природы: «...она никак не понимала: именно того, как она могла, сделав несчастие мужа, бросив его и сына и потеряв добрую славу, чувство вать себя энергически-веселою и счастливою» (19, 28). История души Анны — это история борьбы нравственного чувства с жаждой личного счастья, с той страстью, кото рая становится эгоистической в данных жизненных обстоя тельствах. Проследим лишь некоторые вершимы и моменты этой борьбы. Стихийную нспыйжу личного чувства Анна переживает в момент встречи с Вронским на московском бале. Кити за метила, что Анна «пьяна вином возбуждаемого ею восхи щения» (18, 86). Она видела «дрожащий, вспыхивающий блеск в глазах и улыбку счастья и возбуждения...» (18, 86). По но внутреннем душевном горении Анны Кити заметила и проявление какой-то демонической роковой стихии: «пре лестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что- то ужасное и жестокое в ее прелести». «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней»,— сказала себе Кити» (18, 89). В своих наблюдениях над Анной Кити была выразитель ницей авторского голоса- Толстой показывает, что сила ин стинктивной жизни, избыток эмоциональной энергии, пол нота и цельность естественных влечений сообщают Анне и внутреннюю духовную красоту и с неизбежностью ставят
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=