ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
ные — и хорошие, и плохие,— но вместе с тем они для него реальная, живая сила, в социальном смысле они всегда «предмет», «положительное». Старик-крестьянин — «маленький, кривой на один глаз, одетый в платаную панковую поддевку и старые, обитые на сторону, сапоги, почти безбородый старичок». Другой крестьянин — «почтенного вида широкий старец, с завитками полуседой бороды, как у Моисея Микельанд жело, и с седыми густыми вьющимися волосами вокруг за горелого и оголившегося коричневого лба» и т. д., и т. п. Приведенный материал сделается еще более доказатель ным, если обратиться к истории текста. В процессе создания романа, параллельно известной уже нам авторской тенден ции к усилению обличения представителей господствующе го класса, перенесением их портретных характеристик в план социально определяющий и, следовательно, «теневой», наблюдается столь же очевидная тенденция к все более пол ной, «предметной» обрисовке тех персонажей, которых Тол- стоп почитает за «положительное». Обе тенденции, разу меется, находятся в теснейшей зависимости друг от друга. О Кораблевой первоначально только и говорится, что она «суровая старуха» 16. В рукописи 54 к характеристике Кораблевой Толстой добавляет сугубо индивидуальные пор третные детали: «мрачного вида насупленная морщинистая высокая сильная женщина» 17. В корректуре 68 портрет Ко раблевой выглядит уже, как в окончательном тексте (см. выше), с обилием подробностей, с старательно выписанны ми неповторимыми мелочами. С каждой авторской правкой все более ярким, «лич ным» становится портрет Федосьи. В рукописи 52: «Третья была Федосья-Феничка, как ее звали товарки, молоденькая, миловидная» 18. В рукописи 53 — «...молоденькая, миловид ная, румяная и белокурая женщина с двумя толстыми коса ми, обернутыми вокруг небольшой головы» |9. В рукописи 54 — «...молоденькая, миловидная, румяная и белокурая женщина с ямочками на щеках, с двумя длинными толстыми косами, обернутыми вокруг небольшой русой головы»20. О революционере Крыльцове в корректуре 160 говорится: он — «изредка взглядывал блестящими, лихорадочными гла зами на Нехлюдова». В этой же корректуре правка — и после правки: «...изредка взглядывал блестящими, лихора дочными прекрасными, умными и добрыми глазами на Не хлюдова» 21. В редакции 1895 г. крестьяне нехлюдовского имения только называются Толстым, они лишены индивидуализа- пцн: «Все выслушали молча», «...некоторые, более смелые, разогретые чаем разговорились», «...еще один предложил Устроить так, чтобы всей артелью пахать» и т. д. В вари антах второй (редакции совершенно иная картина: «...совсем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=