ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

высшего нравственного сознания: он живет «вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла», в нем во­ площаются преданность идеалу, готовность жертвовать жизнью ради него, «крепость нравственного состава», сми­ ренность сердцем и непреклонность воли. Именно револю­ ционеры—Инсаров, Маркелов, Машурипа, Марианна—вопло­ щают в себе высокое донкихотовское начало, как предста­ вители иной, высшей нравственности, которая убивает всякий эгоизм, «всякое личное вожделение, придает людям характер искренности и делает их способными на все жерт­ вы для класса несчастных и обездоленных»5. Толстой приветствовал статью Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»», утверждающую ценность жертвенного служения другим. В январе 1884 года он писал А. Н. Пыпину о Тур­ геневе, как о стыдливом проповеднике добра: «не формули­ рованная двигавшая им и в жизни, и в писаниях, вера в добро-любовь и самоотвержение, выраженная всеми его типами самоотверженных и ярче, и прелестнее всего в Дон- Кихоте, где парадоксальность и особенность формы осво­ бождала его от его стыдливости перед ролью проповедника добра»6. Подобно Тургеневу, Толстой представлял истин­ ную жизнь, как такую жизнь, которая свободна от жесто­ кости и вражды к людям, которая питается чувством со­ страдания к слабому, уважения к его человеческому досто­ инству. Положительные герои в произведениях Толстого — Пьер Безухов, Андрей Болконский, Константин Левин, Дмит­ рий Нехлюдов — отличаются народным чувством нравст­ венности, поэтому они страдают от всеобщей раздробленно­ сти и этим самым способствуют движению человечества к миру всеобщего согласия. Отрицательными героями являют­ ся те, которые заглушают в себе голос нравственного чув­ ства, влекущего к добру и внушающего отвращение ко злу. Это мир живущих ложной, искусственной жизнью аристо­ кратов курагиных, друбецких, тверских, зараженных чувст­ вом мелкого тщеславия. Толстой и Тургенев по-разному понимали сущность на­ родного национального характера, по-разному представляли себе пути исторического развития России, но в одном и том же направлении они отвечали на вопрос о причинах, определяющих глубину нравственного содержания лично­ сти. Оба писателя отчетливо сознавали, что духовное богат­ ство человека во многом зависит от меры его близости к народу- В «Дворянском гнезде» Тургенев обличает антина­ родную сущность дворянской интеллигенции, забвение ею русского языка и русских обычаев, презрение к своему на­ роду. Именно в этом аспекте сообщается история отца Лав­ рецкого, Ивана Петровича, который, хотя и называл себя патриотом, но «Россию знал плохо, не придерживался ни одной русской привычки и по-русски изъяснялся странно» 15 Заказ 8881 225

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=