ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
высшего нравственного сознания: он живет «вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла», в нем во площаются преданность идеалу, готовность жертвовать жизнью ради него, «крепость нравственного состава», сми ренность сердцем и непреклонность воли. Именно револю ционеры—Инсаров, Маркелов, Машурипа, Марианна—вопло щают в себе высокое донкихотовское начало, как предста вители иной, высшей нравственности, которая убивает всякий эгоизм, «всякое личное вожделение, придает людям характер искренности и делает их способными на все жерт вы для класса несчастных и обездоленных»5. Толстой приветствовал статью Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»», утверждающую ценность жертвенного служения другим. В январе 1884 года он писал А. Н. Пыпину о Тур геневе, как о стыдливом проповеднике добра: «не формули рованная двигавшая им и в жизни, и в писаниях, вера в добро-любовь и самоотвержение, выраженная всеми его типами самоотверженных и ярче, и прелестнее всего в Дон- Кихоте, где парадоксальность и особенность формы осво бождала его от его стыдливости перед ролью проповедника добра»6. Подобно Тургеневу, Толстой представлял истин ную жизнь, как такую жизнь, которая свободна от жесто кости и вражды к людям, которая питается чувством со страдания к слабому, уважения к его человеческому досто инству. Положительные герои в произведениях Толстого — Пьер Безухов, Андрей Болконский, Константин Левин, Дмит рий Нехлюдов — отличаются народным чувством нравст венности, поэтому они страдают от всеобщей раздробленно сти и этим самым способствуют движению человечества к миру всеобщего согласия. Отрицательными героями являют ся те, которые заглушают в себе голос нравственного чув ства, влекущего к добру и внушающего отвращение ко злу. Это мир живущих ложной, искусственной жизнью аристо кратов курагиных, друбецких, тверских, зараженных чувст вом мелкого тщеславия. Толстой и Тургенев по-разному понимали сущность на родного национального характера, по-разному представляли себе пути исторического развития России, но в одном и том же направлении они отвечали на вопрос о причинах, определяющих глубину нравственного содержания лично сти. Оба писателя отчетливо сознавали, что духовное богат ство человека во многом зависит от меры его близости к народу- В «Дворянском гнезде» Тургенев обличает антина родную сущность дворянской интеллигенции, забвение ею русского языка и русских обычаев, презрение к своему на роду. Именно в этом аспекте сообщается история отца Лав рецкого, Ивана Петровича, который, хотя и называл себя патриотом, но «Россию знал плохо, не придерживался ни одной русской привычки и по-русски изъяснялся странно» 15 Заказ 8881 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=