ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
была готова предстать перед «святыню красоты»; она жда ла только привета, прикосновения другой души» 2 В полном согласии с особенностями своего таланта Тургенев шел к решению вопроса о смысле жизни именно путем изображе ния поэтической чуткости, как неразрывно связанной с чи стотой нравственного чувства. Он с предельной убедитель ностью доказал, что только возвышено настроенному чело веку открываются живые родники поэзии. Яков Пасынков, Рудин, Лаврецкий, Лемм, Шубин, не знающие мелкого жи тейского расчета, улавливают истинно прекрасное. Напротив. Пигасов, Паншин, Курчатовский, Сипягин и др. «практики» лишены подлинной страсти к поэтически-прекрасному. Толстой объединялся с Тургеневым на почве признания нравственного значения красоты, убеждения в том, что дур ное, порочное в человеке не может быть прекрасным. В но ябре 1856 года Л. Н. Толстой писал В. В. Арсеньевой, чго он сомневается «во всем мире», но не сомневается в одном: «в том, что добро — добро». Он поясняет, что разумеет под словом «добро»: это — «нравственное добро, т. е. любовь к ближнему, поэзия, красота, что все — одно и то ж е »3. От мечая свет высокой нравственной идеи во многих замечатель ных художественных произведениях своего времени, Черны шевский не случайно в Толстом особенно подчеркнул чи стоту нравственного чувства: «У иных оно очищено страда нием, отрицанием, просветлено сознательным убеждением, является уже только как плод долгих испытаний, мучитель ной борьбы, быть может, целого ряда падений. Не то у графа Толстого: у него уравственное чувство не восстанов лено только рефлексиею и опытом жизни, оно никогда не колебалось, сохранилось во всей юношеской непосредствен ности и свежести» 4. Острое нравственное чувство и сделало Толстого писателем трезвого реализма, противником роман тических завес. „ Тургенев и Толстой соприкасались между собой на поч ве постоянного внимания к этической проблеме: их сближал прежде всего протест против эгоистической обособленности, индивидуалистической замкнутости. Устами своего героя Рудина Тургенев призывал «надломить упорный эгоизм своей личности» и принести ее в жертву «общему благу», потому что «себялюбивый человек засыхает, словно одино кое, бесплодное дерево» (П, 37). В статье «Гамлет и Дон Кихот» Тургенев осуждал эгоистическую сосредоточенность на себе, приводящую к душевному одиночеству. Личное «я» дорого Гамлету: «он скептик и вечно возится и носится с ■самим собою». Лишенный «счастливого и честного ослепле ния», «бескорыстного энтузиазма», он в силу равнодушия к миру неизбежно приходит к душевной холодности и безве рию. Тургенев приветствовал Дон Кихота, как носителя 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=