ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
Общим у Толстого и революционных демократов ока зывается, далее, противопоставление вынужденной прости туции женщин из народа и добровольного, полускрытого разврата «света». Осуждая проституцию не только с позиций морализатор ских, но прежде всего и больше всего как социальную яз ву буржуазного общества, Толстой защищает личность че ловека, которая существующими общественными условиями ставится в ненормальное и унизительное положение. «Разврат ведь не в чем-нибудь физическом,— пишет Толстой в «Крейцеровой сонате»,— ведь никакое безобразие физическое не разврат, а разврат, истинный разврат имен но в освобождении себя от нравственных отношений к жен щине, с которой входишь в физическое общение». Герои вспоминает, как он мучился, не успев заплатить женщине, которая, полюбив, отдалась ему. Подведем некоюрые итоги Толстой много раз с самого начала своей творческой деятельности и до конца декларировал свое отрицательное отношение к идеям шестидесятников. Он объявлял себя противником идей эмансипации — и действительно был им, если брать понятие «эмансипация» в суженном значении, не учитывая всей сложности и многообразия выдвинутой в эпоху революционного подъема 60-х годов проблемы. С другой стороны, для Толстого на протяжении всего его творчества вопросы, так или иначе связанные с идеями эмансипации, постоянно стоят в центре внимания, и вовсе не л плане безусловного отрицания чуждых художнику идей, но как объект серьезного творческого раздумья. Влияние идейного наследия революционных демократов не проходит для Толстого бесследно. Толстой не принимает их выводы, он все время полемизирует с ними, обращаясь к ним снова и снова и в 60-е годы, и в 70-е, и в 90-е годы. Однако отмеченная нами общность исходных точек зре ния или — что тоже бывает — общность выводов Толстого и революционных демократов определяются прежде всего не прямым влиянием шестидесятников на Толстого, а общей народной позицией великого писателя, сказавшейся и на его этических взглядах. Гуманист Толстой утверждал, что чело век по природе своей стремится к истине и добру и потому личность человека, в том числе й личность женщины, за служивает безусловного уважения. Писатель воспринимал жизнь как явление диалектически сложное, как могучий по ток, разобраться в котором с помощью лишь окостеневших христианских догм невозможно. Толстой сплошь и рядом отступал от этих догм. Отсюда и идут те многочисленные точки соприкосновения с позицией революционных демо кратов. 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=