ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

сматривать повторяющуюся примету Масловой, ее «косящие глаза». «Косящие глаза» являются, очевидно, индивидуаль­ ным признаком. Естественно, что многократная демонстра­ ция этого признака способствует тому, что особенное, свое­ образное в Масловой лишний раз и одинаковым образом подчеркивается, между тем как самый признак становится неким воплощением, знаком индивидуальности. Когда на страницах романа читатель сталкивается с от­ несенными к представителям правящего сословия определе­ ниями: «толстый», «сытый», «перекормленный», «роскош­ ный», «дорогой» и пр., —•они для него раскрывают в первую очередь не людей, к которым относятся, но их положение: они служат не собственной, но «теневой» характеристике че­ ловека. «Косящие глаза» Катюши Масловой, так же как и ее «стройная фигура», «милая черная головка», «черные, как мокрая смородина, глаза» и пр. характеризует ее самое. Вся­ кий раз, встречаясь с «косящими глазами» героини романа, знакомясь с другими ее личными чертами, читатель видит перед собой человека, собственно человека, видит не «тень», но самый «предмет» во всей его полноте и действительно­ сти. Через индивидуальное Толстой идейно и художественно утверждает свою героиню. Сказанное — в существенном, главном — относится не к одной только Масловой. В том же плане дается в романе внешний облик всех тех персонажей, которые в классовом смысле противополагаются Нехлюдову и ему подобным. У «простоволосой седой старухи» — «бледное, строгое, морщинистое лицо». Кораблева — «мрачного вида, насупленная, морщини­ стая, с висевшим мешком кожи под подбородком, высокая, сильная женщина, с короткой косичкой русых седеющих на висках волос и с волосатой бородавкой на щеке». Рядом с Кораблевой — «невысокая курносая черноватая женщина с маленькими черными глазами». Федосья, Феничка — «белая, румяная, с ясными детски­ ми голубыми глазами и двумя длинными русыми косами, обернутыми вокруг небольшой головы, совсем молодая, ми­ ловидная женщина». Меньшов — «молодой с длинной шеей мускулистый че­ ловек с добрыми .круглыми глазами и маленькой бородкой». Шустова — «невысокая полная девушка в полосатой сит­ цевой кофточке и с вьющимися белокурыми волосами, окай­ млявшими ее круглое и очень бледное, похожее на мать лицо». Интересно, что не только портрет Шустовой, но и внешний облик других революционеров рисуется Толстым в той же манере, что и портреты рабочих, крестьян, всех тех, кто противостоит обличаемому писателем миру. В этом ключ к пониманию подлинного отношения творца «Воскре­ сения» к революционерам: они для него могут быть раз­ 22

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=