ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
кого-либо перетолкования — во-первых, то, что женатому не должно разводиться с женой, с тем, чтобы взять дру гую. а должно жить с той, с которой раз сошелся...»8. И однако эта, столь ясно выраженная мысль о незыб лемости брачных уз вступает в противоречия не только с объективным содержанием произведений Толстого, но и часто—с самой позицией автора в этих произведениях. Доводы о нерасторжимости церковного брака безнадеж но компрометируются в «Анне Карениной» тем, что они пе реданы Каренину. Отказывая Анне в разводе и в праве иметь при себе сына, Каренин прикрывается высокими фра зами о святости семьи и нерасторжимости брака — хотя семьи уже не существует. Одной из непосредственных при чин трагической судьбы Анны как раз и является то, что общество, примиряющее и одобряющее незаконную связь, если она прикрывается внешними формами приличия, ре шительно отвертывается от Анны и Вронского, пытающихся создать новую семью. Еще более определенно отношение Толстого к расторжению церковного брака в драме «Жи вой труп», где совпадение исходных позиций Толстого и ре волюционных демократов бросается в глаза. Расторжение брачных отношений в семье Протасовых оказывается необ ходимым. В действиях Федора Протасова, который идет на прямое нарушение существующих законов о браке, Толстой видит подлинную правду человеческих отношений. .Можно вспомнить, что П. Цитович, автор печально из вестной брошюры «Что делали в романе «Что делать?», обрушивается на героев романа Чернышевского прежде всего за нарушение ими норм государственного права, свя тых и неприкосновенных, по его мнению. Для Цитовича на рушение законов о браке равно разврату. Революционные демократы, выдвигая в 60-е годы тре бование равноправия женщины в семье, уничтожения юри дической зависимости жены от мужа, исходят из требова ний свободного развития человеческой личности. Прочная семья, утверждают революционные демократы, может и должна строиться лишь на основе полного равноправия. Многочисленные противники революционных демократов и в 60-е годы, и позднее эту позицию называли проповедью разврата. Нам нет необходимости защищать шестидесятников от Цитовича и К0. Гораздо важнее другое: что для Толстого подлинная семья возможна лишь при условии нравственной близости супругов; при отсутствии такой близости и нор мальных семейных отношений вопросы сохранения и рас пада семьи ставятся Толстым в зависимость не от государ ственных или церковных узаконений и даже не от христи анских догм («В Евангелии сказано...»), а от того, как со 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=