ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

Наташи в его нравственной жизни, понимание и готовность к участию определяют то влияние, которое оказывает Ната­ ша на формирование личности Николеньки Болконского, Вернемся к проблеме эмансипации. Кроме вопроса об участии женщины в жизни общества, в понятие эмансипации в 60-е годы, как мы уже говорили, рходяг и другие вопросы, На которые сам Толстой понятие (эмансипации не распространял. Речь идет о положении (женщины в семье — положении, которое юридически опре­ делялось законами Российской империи. Толстой — защитник семейного начала. Но если публи­ цисты либерально-консервативного лагеря защищали «свя­ тость семьи» и незыблемость брака, исходя из интересов классового государства и в связи с этим идеализируя сов­ ременные семейные отношения,— у Толстого подобной идеализации нет. Семья — ячейка общества, и неустроен­ ность общества, несовместимость человеческого с фальшью, с ложью, грязью государственного и общественного устрой­ ства разрушают семейное отношение. «Все счастливые семьи похожи друг на друга»,— пишет Толстой, но в его собственных произведениях счастливых семей почти нет, ис­ ключая «Войну и мир» — да и там семьи Пьера ц Николая и эпилоге накануне трагедии. Распад семьи — одна из главных тем Толстого. Защит­ ник семейного начала, он с мучительной болью рисует тра­ гедию современной ему семьи. Но нигде и никогда не пи­ тается Толстой (как это постоянно делали писатели реак­ ционного лагеря 70—80-х годов) приписать распад семьи распространению идей эмансипации. Трагедия семьи у Тол­ стого — результат определенных общественных условий. С гневным сарказмом пишет Толстой в «Крейцеровой сонате», что молодая женщина в обществе — «или раба на базаре, или привада в капкан». Церковный брак, по мне­ нию Толстого, не освящает и не может освятить человече­ ских отношений, если в основе их лежат ложь и взаимная ненависть. Фальшь, отсутствие обоюдных интересов, отчуж­ денность, которые являются следствием подобных браков, превращают супружество в простое сожительство, ничем не отличающееся от обычного разврата. —■Отсюда-то отношение к церковному браку, в /Котором позиции Толстого и революционных демократов сн^ва сбли­ жаются. / Казалось бы, Толстой, с его религиозно-мойализатор- ским отношением к обязанностям человека, с защитой се­ мейного начала, должен быть безусловным противником юридического разрыва семейных отношений. Такие высказывания у Толстого действительно есть. В послесловии к «Крейцеровой сонате» он пишет: «В Евангелии ведь сказано ясно и бе(з возможности ка­ 218 /

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=