ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

ках, на пашне. Она могла потребовать участия только в мнимом труде мужчины богатого класса» 4. Обязанности женщины — рождение и воспитание детей— для Толстого прежде всего труд огромного общественного значения. «Женщины-матери богатых классов, спасение лю­ дей нашего мира от тех зол, которыми он страдает, в ва­ ших руках!»— восклицает Толстой в статье «Так что же нам делать?» Отвечая критику Скабичевскому, поместившему в газете «Новость» (№ 91 за 1886 г.) статью «Граф Толстой о женском вопросе», Толстой пишет, что призвание женщи­ ны будет полезно человечеству только тогда, когда она бу­ дет выращивать не просто детей для своей радости, а буду­ щих слуг человечества; и что для этого она должна ус­ воить высшее миросозерцание того времени, в котором она живет. Женщине для воспитания детей необходимы идеалы, пишет Толстой в вариантах «Крейцеровой сонаты»,— «она требует, чтобы условия жизни, в которых она будет ра­ стить детей, были так же значительны, определенны и твер­ ды, как и ее дело. Чем бы ни занимался в нашем мире мужчина — революцией, наукой, искусством, службой,— все это игрушки, и люди относятся к этому как к игрушкам, и женщины видят это и разочаровываются не только в сво­ их мужьях, но и в своих идеалах, нужных им, чтобы ра­ стить детей» 5. Как объединить это с отрицанием необходимости жен­ ского образования? Объединить трудно. Перед нами одно из тех вопиющих противоречий в мировоззрении и творчестве Толстого, на которые указывал В. И. Ленин. В том же ответе Скабичевскому, где Толстой пишет, что воспитание детей дело огромной общественной значимости, дальше следует фраза: «Для того же, чтобы усвоить себе высшее мировоззре­ ние, мне кажется, нет надобности посещать курсы, а нужно только прочесть Евангелие, и не закрывать глаз, ушей и, главное, сердца» 6. С одной стороны, женщина должна вос­ питать детей, «способных работать для людей, по усвоенно­ му ею миросозерцанию»; с другой — она должна замкнуться в рамках семьи С одной стороны, разочарование в идеалах («революция, наука, искусство») оказывается трагедией для женщины, ибо идеалы необходимы ей, чтобы растить де­ тей,— с другой, никаких идеалов не нужно, а нужно лишь прочесть Евангелие. Эта противоречивость суждений, бро­ сающаяся в глаза в публицистических работах Толстого, в его художественной практике ведет к неожиданным послед­ ствиям. С огромной любовью и уважением рисует Толстой в сво­ их произведениях женщину-мать. Для героини Толстого счастливое материнство — достигнутый идеал, единственно 216

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=