ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

В воспоминаниях Короленко есть интересное наблюде­ ние: Короленко отмечает, что в бессмертных произведениях Толстого перед нами вся Россия как бы в разрезе — от им­ ператора до мужика; но что в этой картине есть известная неполнота. Россия в книгах Толстого — дворянско-крестьян­ ская. Город — город трудовой интеллигенции — в его кни­ гах попросту отсутствует. И когда на страницах Толстого появляются герои этого мира — сам автор останавливается перед ними с какой-то недоверчивостью, изображает их именно со стороны, глазами стороннего, иной раз предвзя­ того наблюдателя. То, что для женщин из среды трудовой интеллигенции было необходимостью, средством существо­ вания, целью жизни,— то же самое для «света» действи­ тельно было игрой, комедией, способной вызвать отвра­ щение.. В мемуарной литературе, рисующей эпоху 60-х годов, мы находим частые свидетельства того, во что превраща­ лись «модные» идеи эмансипации, переходя в среду столич­ ного или даже провинциального дворянства. Вот отрывок из воспоминаний Н. Бунакова, в котором идет речь о Вологде. «...Местная аристократия,— пишет Н. Бунаков,— по-своему отозвалась на толки об эмансипации женщины учреждением осо­ бого «домашнего клуба». В этом клубе членами и старшинами бы­ ли дамы, а мужчины допускались только в качестве гостей, по записям членов дома... В сущности это была новая дворянская за­ тея, чтобы развлечься, попировать, пожуировать напоследок, вви­ ду близкого конца главной прерогативы дворянскою сословия, но затея, приспособленная к новым веяниям»3. Дальше этого дворянская эмансипация не шла- Понятно, что подобные затеи должны были вызвать глубокое отвра­ щение Толстого. Следует подчеркнуть, далее, что если у публицистов ли­ берально-реакционного лагеря отрицательное отношение к вопросу о предоставлении женщине образования и возмож­ ности участвовать в общественной жизни неизменно связа­ ны с молчаливым признанием неспособности женщины к об­ щественной деятельности — для Толстого такого довода просто не существует. Наоборот, для Толстого всюду харак­ терна безусловно высокая оценка возможностей женщины, признание ее полного равенства с мужчиной в области ин­ теллекта и воли. Женщина, говорит Толстой, не участвует 1 : общественной жизни не потому, что не может, не способ­ на,— какие способности нужны, чтобы заниматься игрушка­ ми?— а потому, что женщина песет в сотни раз более ответ­ ственный и важный труд: рождение и воспитание детей. «Женщина, имея свой особенный, неизбежный труд, никогда не потребует права участия в труде мужчины — в рудни­ 215

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=