ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
В воспоминаниях Короленко есть интересное наблюде ние: Короленко отмечает, что в бессмертных произведениях Толстого перед нами вся Россия как бы в разрезе — от им ператора до мужика; но что в этой картине есть известная неполнота. Россия в книгах Толстого — дворянско-крестьян ская. Город — город трудовой интеллигенции — в его кни гах попросту отсутствует. И когда на страницах Толстого появляются герои этого мира — сам автор останавливается перед ними с какой-то недоверчивостью, изображает их именно со стороны, глазами стороннего, иной раз предвзя того наблюдателя. То, что для женщин из среды трудовой интеллигенции было необходимостью, средством существо вания, целью жизни,— то же самое для «света» действи тельно было игрой, комедией, способной вызвать отвра щение.. В мемуарной литературе, рисующей эпоху 60-х годов, мы находим частые свидетельства того, во что превраща лись «модные» идеи эмансипации, переходя в среду столич ного или даже провинциального дворянства. Вот отрывок из воспоминаний Н. Бунакова, в котором идет речь о Вологде. «...Местная аристократия,— пишет Н. Бунаков,— по-своему отозвалась на толки об эмансипации женщины учреждением осо бого «домашнего клуба». В этом клубе членами и старшинами бы ли дамы, а мужчины допускались только в качестве гостей, по записям членов дома... В сущности это была новая дворянская за тея, чтобы развлечься, попировать, пожуировать напоследок, вви ду близкого конца главной прерогативы дворянскою сословия, но затея, приспособленная к новым веяниям»3. Дальше этого дворянская эмансипация не шла- Понятно, что подобные затеи должны были вызвать глубокое отвра щение Толстого. Следует подчеркнуть, далее, что если у публицистов ли берально-реакционного лагеря отрицательное отношение к вопросу о предоставлении женщине образования и возмож ности участвовать в общественной жизни неизменно связа ны с молчаливым признанием неспособности женщины к об щественной деятельности — для Толстого такого довода просто не существует. Наоборот, для Толстого всюду харак терна безусловно высокая оценка возможностей женщины, признание ее полного равенства с мужчиной в области ин теллекта и воли. Женщина, говорит Толстой, не участвует 1 : общественной жизни не потому, что не может, не способ на,— какие способности нужны, чтобы заниматься игрушка ми?— а потому, что женщина песет в сотни раз более ответ ственный и важный труд: рождение и воспитание детей. «Женщина, имея свой особенный, неизбежный труд, никогда не потребует права участия в труде мужчины — в рудни 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=