ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
кратов. Проповедь христианского аскетизма, к которому Толстой в «послесловии» пытается свести все содержание своей повести, шестидесятникам была абсолютно чужда. Но тем более интересно, что в самом морализаторском, самом «христианском» по замыслу произведении Толстого, где, казалось бы, ни о каком созвучии с произведениями рево люционно-демократического лагеря не может быть и ре чи,— такие созвучия есть. И именно потому, что Толстой снова и снова возвра щается в своем творчестве к проблемам, связанным с идея ми женской эмансипации,— для анализа творчества Л. Н. Толстого полезно разобраться в характере оценки Толстым этих идей. Прежде всего надо отметить, что сам термин «эмансипа ция» в его общем значении в 60-е годы и в применении Толстого несколько различен. В понятие «борьба за эмансипацию женщин» в 60-е го ды входило: 1) требование предоставить женщине равные права с мужчиной в области общего и профессионального образования, равного с мужчиной участия в общественной жизни; 2) требование изменения положения женщин в семье: права жены быть независимой от мужа, самой быть хозяйкой своей судьбы; изменение существующего законо дательства в сторону облегчения развода, признание граж данского брака; 3) признание необходимости равенства мо ральных требований общества в отношении мужчины и женщины; 4) признание необходимости изменить общест венные отношения, при которых женщина, особенно женщи на из народа, вынуждена была становиться на путь про ституции. Когда Толстой отрицательно отзывается об эмансипа ции, он имеет в виду не всю совокупность выдвинутых проблем, а только первые из четырех требований. Здесь позиции Толстого — безусловное и последователь ное «против». Почему? Потому, что для Толстого само образование, сама на учная и общественная деятельность представляются лишь подобием труда — нелепой и бессмысленной игрой. Банки, министерства, академии, университеты — для Толстого все это мнимый труд людей богатого класса, возникший в ре зультате ненормальных общественных отношений, а по том у заслуживающий безусловное отрицание. И поскольку не только государственная служба, но и деятельность интелли генции представляется Толстому бессмысленной и ненуж ной— Толстой и требование женского образования, уча стия женщины в жизни общества считает пустой и вредной болтовней. 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=