ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г
мы, ее положение в семье и в обществе оказываются сно ва и снова в центре внимания художника. Из трех романов Толстого по крайней мере д&а имеют к идеям эмансипации прямое отношение. Толстой сам гово рит, что в «Анне Карениной» он «любил мысль семейыую». Судьба семьи, женщина в семье и в обществе — вот что составляет главное содержание этого произведения. История Катюши Масловой связана с темой вынужденной проститу ции, что опять-таки ведет нас к «женскому вопросу». При бавим к этому «Семейное счастье», «Живой труп», «Крей- церову сонату» — и мы убедимся: в художественной прак тике Толстого тема «женщина и общество», «семья и об щество» стоит на втором месте после темы крестьянской. И раскрывает эту тему Толстой так, что его книги ока зываются во многом созвучными идеям революционных де мократов. Тут,, разумеется, следует проводить параллели с большой осторожностью. Произведения Толстого, сложные, богатые множеством оттенков, передающие всю противоре чивость жизни, не раз «подводили» читателей и исследова телей: появлялись (да и появляются) диаметрально проти воположные мнения об авторской позиции Толстого. Приме ром может служить «Анна Каренина». Однако не только объективное содержание произведе ний, но и авторские замечания, публицистические высказы вания, декларации — а их у Толстого, особенно позднего Толстого, немало — подчас ведут к революционно-демо кратической публицистике. Обратимся только к одному произведению: к «Крейце ровой сонате». Это, пожалуй, наиболее декларативное, «проповедническое» из всех произведений Толстого: форма монолога-исповеди используется для непосредственного об ращения к читателю, для изложения авторских взглядов, Мы встречаем здесь гневно-саркастическую критику жен ского воспитания, при которой девушку заранее готовят к роли товара, и не менее гневное описание «ярмарки не вест». Картина узаконенной обществом проституции тоже ведет нас к произведениям, вышедшим из среды революци онно-демократической. И, наконец, уже совсем необычно для противника эмансипации звучит требование одинаковых моральных норм, с которыми должно подходить к мужчи не и к женщине. Все, о чем сказано выше, взято из публицистических от ступлений, которыми богата «Крейцерова соната». Так что в данном случае не логика развития образа ведет к выво дам, созвучным революционным демократам, а сами наблю дения и выводы предваряют рассказ о семейной драме. Мы не собираемся ставить знак равенства между «Крей церовой сонатой» и произведениями революционных демо 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=