ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №2 1964г

общую классовую позицию писателя или общественного деятеля. С первого взгляда отношение Л. Н. Толстого к идеям женской эмансипации представляется достаточно ясным. В общем хоре противников «стриженых нигилисток» его голос звучит как один из самых громких. Вспомним общеизвестные факты. В пьесе «Зараженное семейство» идеи эмансипации подвергаются осмеянию. «Эмансипированная девица» Катерина Матвеевна рассуж­ дает о правах женщины, о высоких материях, о святости труда, а сама ведет паразитическую жизнь скучающей ба­ рыни. Идеи эмансипации оказываются, по Толстому, мас­ кой, скрывающей самый откровенный эгоизм. Эпилог «Войны и мира» теснейшим образом связан с неприятием идеи общественного служения женщины. Прямые выпады против эмансипации содержатся и в «Анне Карениной» — там, например, князь Щербацкий за­ являет, что если женщина стеснена и подавлена неравно­ правием с мужчиной, то он, князь, в свою очередь стеснен и подавлен тем обстоятельством, что его не возьмут в кор­ милицы в воспитательный дом. «Крейцерова соната» начинается со спора об эмансипа­ ции — и снова идеи эмансипации компрометируются тем, что их защита передается персонажу, отнюдь не вызываю­ щему сочувствия. Дама в вагоне, защищающая идеи освобождения жен­ щины, глупа и пошла не менее Катерины Матвеевны. Если же мы обратимся от художественных произведе­ ний Толстого к его публицистическим статьям и высказы­ ваниям, то взгляды его на эмансипацию обретают еще большую определенность. Григорович в своих воспоминаниях рассказывает, как молодой Толстой на обеде в редакции «Современника» об­ рушился на Жорж-Занд и ее поклонников. Тридцать лет спустя, в статье «Так что же нам делать?» Толстой писал, что «так называемый женский вопрос воз­ ник и мог возникнуть только среди мужчин, отступивших от закона настоящего труда». Проходить мимо всех этих фактов, замалчивать их нет необходимости. Толстой — один из противников «женского вопроса», его позиция не подвергалась изменениям на про­ тяжении всего творчества. С этим приходится считаться. Но ни у одного из писателей второй половины XIX ве­ ка мы не найдем такого напряженного внимания к вопро­ сам женской эмансипации —- опять-таки на протяжении все­ го творчества. Речь идет не об отдельных выпадах против чуждых Толстому идей, а о том, что именно судьба женщи- 212

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=